В Музее Москвы открылась выставка с артефактами из Щербинского городища

В Музее Москвы начала работу выставка с уникальными артефактами из Щербинского городища
В Музее Москвы открылась выставка "Защитники Щербинского. Новые поступления в археологическую коллекцию Музея Москвы", подготовленная совместно с Институтом археологии РАН, говорится на сайте учреждения.
В экспозицию вошли артефакты, найденные на территории Щербинского городища — археологического памятника в подмосковном Домодедове на берегу реки Пахры
В эпоху раннего железного века здесь располагалось небольшое поселение. Более поздние находки, обнаруженные учеными на этой территории, указывают на то, что здесь также жили в VI-VII веках нашей эры.
«С 1961 по 1964 год на территории городища проводились археологические исследования. По результатам раскопок Щербинское городище включили в учебники как эталонный памятник дьяковской археологической культуры, сохранивший свой исторический ландшафт. Коллекцию найденных артефактов передали в Музей Москвы — сегодня в археологическом фонде музея хранится 1795 экспонатов, в том числе знаменитый Щербинский клад», — говорится в сообщении.
Посетители выставки могут также посмотреть на женские костюмы, наконечники стрел и фрагменты другого оружия. Одним из самых уникальных артефактов считаются бронзовые серьги и подвески.
«Такие украшения встречались как на территории Римской империи, так и в городах Причерноморья. Население дьяковской культуры делало аналоги из бронзы, однако в древности начищенные до блеска серьги выглядели словно золотые. Столь хорошо сохранившиеся женские украшения показывают высокий уровень культуры обитателей городища», — поясняют организаторы экспозиции.
Еще один интересный экспонат — отполированная вилочковая лебединая кость с вырезанными знаками. Специалисты пока не установили предназначение артефакта. Однако не исключают, что он как-то связано с культом этих птиц. На протяжении тысячелетий лебедь имел сакрально значение среди финно-угорских племен. Считалось, что они «принимали участие в сотворении мира».
Осенью прошлого года на Щербинском городище началась стройка. К счастью, ее удалось остановить, но значительная часть культурного слоя все же была уничтожена. Но те объекты, которые тогда смогли извлечь археологи, оперативно передали в Музей Москвы.
Посмотреть на находки археологов можно в пространстве выставки «История Москвы для детей и взрослых» до 3 апреля.
Новое
Видео
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Российская Федерация в 1992-1993 годы
Российская Федерация в 1992-1993 годы
7 ноября 1941 год Парад на Красной площади
7 ноября 1941 года – День воинской славы России. В осажденной Москве проведен военный парад на Красной площади