Муравьев-Виленский: забытые имена XIX века

"Граф Виленский", "Муравьев-людоед" или "Муравьев-вешатель" – это все об этом человеке, о выдающемся военном деятеле Михаиле Муравьеве. Сейчас его имя почти неизвестно широкой публике, но историки по сей день неоднозначно о нем отзываются. Разбираемся в исторических недочетах в эфире радио Sputnik вместе с доктором исторических наук, профессором, председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским.
Владимир Мединский: Муравьев не просто забыт, он перевернут с плюса на минус. Это общая получилась проблема и в западной историографии, и в польской, и советская поддерживала этот же миф, и современная историческая публицистика и современные учебники на Украине и в Польше, в Литве, в какой-то степени не совсем объективно в белорусских учебниках излагается роль Муравьева. Муравьев, по сути, сохранил Белоруссию и белорусов как народ, если бы не его политика на территории Северо-Западного края. Муравьев строил школы с русским языком, запрещал использование польского в начальном и в среднем образовании в Белоруссии, восстанавливал сотни православных храмов. Он даже за свой счет покупал десятки тысяч нательных крестиков, потому крестьяне – люди небогатые, чтобы любой крестьянин мог прийти к батюшке и получить нательный крестик бесплатно от Муравьева. Открыл в Вильно Русский драматический театр. Переделывал музейные экспозиции, возвращал таким образом историческую правду.
Владимир Мединский: Муравьев был хорошим семьянином. Вообще, он трудоголик, не до романов на стороне. Каждый день он просыпался в 7:30 и ложился спать в два часа ночи. Он спал не более пяти-шести часов, поэтому врачи буквально его заставляли ложиться спать. Приходили слуги, забирали бумаги у него и отправляли в постель. Никаких пороков, только трубку курил, но тогда все курили трубку. Одна жена – Пелагея.
Источник:https://radiosputnik.ria.ru/
Новое
Видео
Вторая мировая война на карте.
Вторая мировая война на карте.
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Самый засекреченный ученый.
Самый засекреченный ученый.