Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич
Молоков Василий Сергеевич (1895 – 1981) – генерал-майор авиации, полярный летчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», полета на Северный полюс для создания первой полярной научной станции на льду (1937), работник Главного управления гражданского воздушного флота, Герой Советского Союза.
Кавалер медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза под номером три. Получил это звание пилот за спасение экипажа и научной экспедиции парохода «Челюскин», затёртого льдами в Чукотском море более 90 лет назад.
Обретение профессии и первая война
Василий Сергеевич родился в 1985 году в селе Иринское Подольского уезда Московской губернии. Рано потеряв отца, 9-летний Василий, не имея никакого образования, был вынужден устроиться на работу, чтобы помогать семье. Придя в Москву, сначала он работал посыльным, а затем односельчане помогли ему устроиться молотобойцем, помощником кузнеца в мастерскую, изготовлявшую металлические части для карет. В 10 лет он перешел на работу на фабрику Зимина, где стал работать слесарем. До 1915 года он работал на фабрике, после чего пошел служить в армию.
Поступив на службу в армию, Василий Сергеевич был направлен в Петроград. После начальной подготовки его приняли на Балтийский флот и направили на остров Дегербю, где Молоков и его сослуживцы должны были строить авиастанцию.
Стесняясь свой неграмотности, он прикладывал большие усилия к получению военной специальности, интересовался новой техникой, и особенно только что принятыми на вооружение самолетами. Его интерес был замечен и вскоре он стал помощником бортмеханика. Начался период обучения, приведший Василия Сергеевича в авиацию.
Морской лётчик
Вскоре Василия Молокова переводят в школу авиамехаников, в которой он встречает Октябрьскую революцию. Приняв решение остаться в авиации, он прикладывает все усилия, чтобы быть полезным своей обновившейся стране. Авиашколу переводят из объявившей независимость Финляндии под Самару.
Как курсанту, ему приходится участвовать в бое с белочехами, наступавшими на город. Из Самары их отряд переводят в Нижний Новгород, где формируется авиационный гидроотряд. В его составе Молоков попадает на Северный флот, и в качестве бортмеханика участвует в обороне страны от англо-американской интервенции под Архангельском. В 1919 году офицер Шлаттер, чью машину Молоков обслуживал и с кем летал вторым номером, рекомендует его в школу летчиков. Обучение на морского летчика он проходит в Нижнем Новгороде.
Обучение продолжалось в Самаре, затем в Севестополе, до 1927 года, когда Молокова отправили на курсы усовершенствования комсостава в Жуковский, а затем назначили командиром отряда. В 1931 году он получает новое назначение, в Сибирь. Наконец перед Василием Сергеевичем открываются просторы, о которых он мечтал.
В небе над Арктикой
С 1932 года становится пилотом и командиром отряда полярной авиации Главного управления Севморпути. Постепенно осваиваясь в работе дальней авиации и осваивая сибирские и арктические маршруты, Василий Молоков становится пилотом, сыгравшим важную роль в прошумевшем на весь мир событии: спасении экипажа раздавленного льдами парохода «Семен Челюскин».
Научная экспедиция академика Отто Юльевича Шмидта прошла на этом корабле по Северному Ледовитому океану за одну навигацию путь от Белого моря до Берингова пролива. На последнем участке своего движения, в феврале 1934 года, пароход находился в плену у дрейфующего ледяного поля. Более ста человек ожидали спасения на дрейфующем ледяном поле. Операция по спасению, начавшаяся в марте, вошла в активную фазу 7 апреля, когда арктическая погода позволила летчикам садиться на льдины.
В тяжелых условиях, при сильном морозе и резком ветре провел Василий Сергеевич свой биплан модели Р-5 с бортовым номером «2» над арктическими льдами. Совершая постоянные рейсы на льдину, на которой был разбит лагерь челюскинцев и обратно, Василий Сергеевич вывез 39 человек, больше, чем все остальные летчики. Чтобы иметь возможность спасти как можно можно больше людей, он приладил под крыльями два фанерных короба, куда смог брать дополнительных пассажиров.
В коробах Молоков проделал окошки, чтобы спасаемым, по его собственным словам, «веселей было лететь». 11 апреля Василий Сергеевич забрал со льдины самого Отто Юльевича Шмидта, в тот момент тяжело заболевшего. Последний рейс на льдину был осуществлён 13 апреля, все челюскинцы были спасены, никто не остался за бортом.
За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года семерым лётчикам, в том числе и В. С. Молокову, было присвоено специально учреждённое по этому случаю звание Героя Советского Союза. А его родное село Иринское было переименовано в Молоково.
Далее и до самого начала войны продолжался северный период в биографии Молокова. Он открывал новые маршруты, руководил развитием авиации, пролетел вдоль арктического побережья, в 1937 году совершил полет на Северный полюс. В 1938 году стал начальником Главного управления Гражданского воздушного флота СССР при Совнаркоме СССР.
Великая Отечественная
В армию Василий Сергеевич вернулся с началом Финской войны. Молоков участвовал в организации авиационной группировки снабжения, руководил работой более 1500 транспортных самолетов, непрерывно доставлявших грузы к фронту и вывозивших раненных. По его словам, летчики «получили не только хороший опыт применения гражданской авиации в войне, но и нашли нужные организационные формы. Это помогло в дальнейшем разработать мобилизационные мероприятия на случай большой войны. А как пригодилась летчикам гражданской авиации их практика в полетах ночью и при плохих метеоусловиях (дождь, туман, метель)!»
22 июня 1941 года застало Василия Сергеевича под Москвой. Как и за год то того, он участвовал в организации снабжения фронта. Самолеты гражданской авиации, беззащитные перед зенитками и истребителями, удалось оборудовать импровизированными бомбами, получившими название «огненные мешки». Поэтому помимо доставки грузов, самолеты успевали нанести и вред противнику, сбрасывая зажигательную смесь на немецкие позиции. Основной же задачей его авиагруппы стало снабжение и санитарно-медицинское обслуживание фронта.
Летчики гражданской авиации, получившие бесценный опыт полетов в военном небе, часто переходили на военную службу. Среди них были будущий маршал А. Е. Голованов, а также летчики-герои В. И. Чуднов и Н. И. Новиков.
Одновременно с боевыми действиями, советское правительство занималось организацией воздушных трасс вдоль северного морского пути. Молоков был назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь». В рамках этого проекта необходимо было построить авиалинию от Красноярска до побережья Чукотки. По ней с Аляски были поставляться самолеты из США. Наряду с сооружением авиапортов для нормальной их эксплуатации требовалось создать сеть радио — и метеостанций. К июню 1942 года сооружение главных аэропортов завершилось, заработала линия Аляска-Сибирь, советская армия принимала сотни истребителей и бомбардировщиков от союзников.
По результатам проделанной работы Молоков получил новое назначение - начальником ЛИИ (летно-испытательного института). Но так как до завершения войны было еще долго, он тут же попросил о переводе в действующую армию и вскоре получил назначение на должность командира 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии. В июне 1943 года дивизия, помимо ночных бомбардировок, занималась доставкой грузов партизанам брянских и смоленских лесов. Почти каждую ночь совершались рейсы в глубокий тыл противника. Всякий такой полет был сопряжен с большим риском. Надо было незаметно для врага пересечь передний край, уйти от патрулирующих истребителей, от огня зениток, найти подготовленную партизанами площадку.
Множество героических эпизодов, связанных с боевой работой дивизии, описал Василий Сергеевич в автобиографической книге «Родное небо». Вместе с дивизией он прошел путь от Смоленщины до Восточной Пруссии. Однажды разведчик полка заметил в лесу на минском направлении группу немцев, к которым было решено направить парламентера. По результатам переговоров, 300 гитлеровцев сложили оружие и сдались хорошо знавшему немецкий технику авиаполка.
9 мая 1945 года Молоков встретил, ведя бои над портом Пиллау, за которым, на узкой косе Фрише-Нерунг держали оборону остатки гитлеровской армии. Даже после капитуляции Германии, полк продолжал вылеты, помогая советским частям находить и нейтрализовывать остатки гитлеровцев, организовавшихся в банды и нападавших на мирное население вплоть до августа 1945 года.
После войны
Василию Сергеевичу Молокову почти сразу предложили остаться в военной авиации, но накопившиеся проблемы со здоровьем не позволили ему продолжить службу. После длительного лечения в госпитале он недолго работал заместителем начальника Управления Гидрометеослужбы СССР, которым руководил прославленный академик и полярник Е. К. Федоров. Позднее Молоков возглавил Высшую квалификационную комиссию ГВФ. Пилоты проходили эту комиссию, чтобы получить право на вождение воздушных кораблей.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России