Зверева Лидия

В первые десятилетия ХХ века авиаторы были всеобщими кумирами, публика их знала и обожала как самых ярких звёзд. О них восторженно писали газеты, за их полётами следили толпы любопытствующих. Профессия пилота была окружена ореолом романтизма и героизма, и желающих попытать себя в ней среди женщин было достаточно. Первой стать дипломированной русской пилотессой суждено было Лидии Виссарионовне Зверевой.
Отец Зверевой, ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 годов, кавалер пяти орденов Василий Иванович Лебедев, дослужился до генерал-майора. В августе 1890 года, когда он в чине полковника командовал 27-м резервным пехотным полком, у него родилась дочь Лидия. Позднее он командовал крепостным пехотным полком в крепости Осовец, которая потом войдёт в историю своей героической обороной в Первую мировую войну. Именно там девочка впервые увидела в небе аэростаты. В ту пору и пятисотметровая высота казалась космической. Авиация мгновенно и навсегда стала её страстью.
Но семья и слышать ни о чём таком не желала. Её отправили в Белостокский институт благородных девиц, а после его окончания затем выдали замуж за инженера-путейца Зверева. Но брак продлился всего пару лет – муж скончался от аппендицита, оставив Зинаиду Виссарионовну вдовой. Она переехала в Санкт-Петербург. Как раз в то время в Петербурге при большом стечении народа проходили выступления воздухоплавателей – на диковинных заграничных машинах мечтали прокатиться многие, даже сам премьер-министр Пётр Столыпин совершил полёт в качестве пассажира. А в апреле-мае 1910 года на Коломяжском скаковом ипподроме Зверева восхищённо наблюдала за международным праздником воздухоплавания.
В начале 1910-х годов в Гатчине открылась авиационная школа «Гамаюн» 1-го Российского товарищества воздухоплавания, и Зверева тут же решила поступить в неё, став слушательницей первого набора. Летать, впрочем, курсантам приходилось немного – у школы был лишь один летательный аппарат, да и тот периодически с инструкторами улетал на соревнования. Во время одного из таких полётов, в который инструктор Слюсаренко взял с собой Звереву, аппарат забарахлил, и лётчик был вынужден повернуть обратно. Во второй полёт он взял самолёт у своего коллеги, авиатора Шиманского, и вместе с ним полетел, не взяв с собой Звереву. В итоге самолёт потерпел катастрофу, Шиманский погиб, а Слюсаренко надолго попал в госпиталь с переломанными конечностями.
Два первых своих самостоятельных полёта Зверева совершила 30 июля 1911 года в Гатчине. Оба раза она поднималась на высоту до 60 метров, зависая в воздухе на 10 минут. В августе она успешно сдала экзамены, получив диплом пилота за номером 31, став таким образом первой дипломированной русской женщиной-авиатором.
Впереди был продолжительный тур по городам России, выступая перед публикой – в ту пору авиация была ещё в диковинку, и народ валил толпами на невиданное зрелище. Выступления в Петербурге, Баку, Риге и многих других городах прошли на ура. В апреле 1913 года в пригороде Риги, Зассенгофе, Зверева вместе со своим мужем, тем самым инструктором Слюсаренко, открыла первую в прибалтийских губерниях лётную школу и авиационную мастерскую, куда приглашала женщин, желающих посвятить свою жизнь авиации, причём брала весьма божеские деньги – на 200 рублей ниже, чем в других частных авиационных школах. А авиационная мастерская получила вскоре даже оборонные заказы. В мае 1914 года Зверева первой среди русских женщин-пилотов совершила «мёртвую петлю».
С началом Первой мировой войны Зверевой пришлось эвакуироваться из Риги, которой грозил захват немецкими войсками, в Петроград. Их авиационная мастерская, получившая название «Авиационная фабрика Слюсаренко», успешно работала, выпустив для фронта около 80 боевых летательных аппаратов, при этом супруги усовершенствовали конструкцию иностранных машин. Вместе со своим мужем Зверева сама испытывала самолёты.
Первая русская женщина-авиатор скончалась от брюшного тифа 2 мая 1916 года. Похоронили её на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. К сожалению, надгробие её до наших дней не сохранилось, имеется лишь предположительное место захоронения. В память о Зверевой названы улица в Гатчине и малая планета № 3322, а также установлен бюст на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге.
Обложка: https://cdn.forbes.ru/
Новое
Видео
Кто убил Василия Шукшина?
Кто убил Василия Шукшина?
Прямая трансляция исторического фестиваля «Севастополь 1941- 1944»
Прямая трансляция исторического фестиваля «Севастополь 1941- 1944»
4 апреля 1945 год Освобождение Братиславы
4 апреля 1945 года советские войска освободили Братиславу от немецко-фашистских захватчиков. Войскам маршала Малиновского потребовалось всего 2 дня, чтобы изгнать нацистов из главного города Словакии. Благодарными словаками установлен монумент освободителям на горе Славин