Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?

Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции.
8 Марта – прекрасный праздник, который ассоциируется с цветами, теплыми женскими улыбками и подарками, а в нашей стране это еще и официальный выходной день.
Но часто ли мы задумываемся, откуда к нам пришел Международный женский день? Между тем этот праздник имеет богатую историю, окрашенную в красные цвета революции.
Есть разные версии насчет того, откуда он ведет свою историю. Одна из наиболее популярных гласит, что все началось с «марша пустых кастрюль», который в этот день в 1857 году провели текстильщицы Нью-Йорка, бастовавшие против переработок и низких зарплат. Однако ряд историков утверждает, что в этот день (который, кстати, пришелся на воскресенье) никакой забастовки в Нью-Йорке не было, а эта история якобы была придумана журналистами французской газеты L'Humanité с целью «отвязать Женский день от советской истории». Что здесь правда, а что вымысел – теперь уже трудно выяснить, но мы решили попытаться рассмотреть обе точки зрения и попытаться составить представление о том, каким был главный женский праздник у самых своих истоков.
Историк и политолог, а также секретарь Центрального комитета Ленинского Комсомола Союза молодежи РФ по информационно-аналитической работе Ярослав Листов в деталях рассказал об истории 8 Марта вплоть до наших дней и напомнил, что изобретением этого праздника мы обязаны не только Кларе Цеткин и Розе Люксембург.
Без голоса, наследства и паспорта
– Ярослав, кто все-таки придумал Женский день? Можно ли сказать, что Клара Цеткин создала этот праздник?
– Безусловно, Клара Цеткин была инициатором этого праздника. На конгрессе в Копенгагене она предложила его в качестве Международного женского дня (имеется в виду II Международная социалистическая женская конференция в рамках XVIII конгресса Второго Интернационала. – Прим. ред.). До этого 8 марта еще не было Женским днем, а символизировало борьбу женщин за свои права. Это был период, когда женщина не имела ни права голоса, ни права на наследство, а в России она не имела даже паспорта и была занесена в паспорт к мужу. Поэтому, естественно, все эти социально-экономические и политические вопросы требовали своего разрешения.
– В истории 8 Марта фигурирует еще одна известная революционерка – Александра Коллонтай. Это правда, что именно она принесла Женский день в нашу страну?
– Александра Коллонтай в период своей революционной деятельности, находясь в эмиграции, тоже активно участвовала в социалистическом конгрессе женщин и активно поддерживала распространение этого праздника. После того как в России свершилась Октябрьская революция, Коллонтай была назначена наркомом социального призрения (или, как бы сейчас сказали, министром социальной политики). В частности, одной из ее инициатив было введение в новый советский календарь Международного женского дня. Так что в этом плане Коллонтай, безусловно, внесла главный вклад в учреждение этого праздника у нас. Никто из большевиков не возражал, поэтому особого сопротивления этой инициативе не было. А в дальнейшем, уже в период становления и развития этого праздника, большую роль в его судьбе сыграла Надежда Константиновна Крупская. Коллонтай к тому времени уже была послом в Мексике, поэтому, естественно, влиять на формирование праздника она не могла. Но тем не менее она оказала большое влияние на женский день в его первом формате, даже выпустила несколько брошюр, посвященных 8 Марта. Самым важным моментом здесь, наверное, является то, что Россия не просто ввела 8 Марта после Октябрьской революции, а стала первой страной в мире, которая полностью уравняла женщин в правах с мужчинами – политических, экономических и социальных.
Мимозы от Крупской и «мифический» марш
– Значит, в России эмансипация победила раньше, чем на Западе! А вы можете привести какие-то наиболее яркие примеры равноправия полов, которые возникли в то время?
– Например, в тех же Соединенных Штатах Америки женщина получила право голоса только в 70-е годы XX века. У нас же она получила это право сразу же по Конституции 1918 года! То же касается права подачи заявления на развод: многие страны Европы пришли к этому только после Второй мировой войны, а у нас женщина имела право инициировать развод тоже уже в 1918 году наравне с мужчиной. Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие. Большую роль здесь, конечно, сыграла и Клара Цеткин, которая в этот момент тоже активно сотрудничала с российской партией большевиков и Владимиром Лениным, и уже упомянутая Коллонтай, как непосредственный член правительства, поскольку и в 1918 году, и в течение всего периода Гражданской войны она входила в высшее руководство страны и влияла на многие решения.
– Какова роль Крупской в том, что женский праздник у нас так хорошо прижился?
–Она, по сути дела, автор того формата празднования 8 Марта, которое мы наблюдаем в 1930-е годы. Это связано с тем, что, будучи заместителем народного комиссара просвещения РСФСР, Крупская курировала в том числе и процесс создания праздников. Существует мнение (это, скорее, легенда, потому что мы знаем об этом не из документов, а из воспоминаний) о том, что Крупской принадлежит авторство такой неотъемлемой детали 8 Марта, как дарение мимозы. Согласно этой легенде, однажды к ней обратилась одна из работниц фабрики с вопросом, как можно поздравить женщин в этот день. Надежда Константиновна ответила: «Женщины больше всего любят цветы!» «Да, но где же их сейчас взять?» – удивилась работница. И выяснилось, что единственные цветы, которые можно найти в этот период, когда еще, как правило, держатся заморозки, – это мимоза. Так этот цветок оказался «внедрен» в праздник 8 Марта. Но опять же, мы знаем об этом только из воспоминаний, поэтому, насколько это достоверная история, сказать сложно.
– А что все-таки послужило поводом для этого праздника? Я читала, что все началось с так называемого «марша пустых кастрюль», который 8 марта 1857 года провели текстильщицы Нью-Йорка. Эти женщины якобы протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Но некоторые историки, как я успела заметить, опровергают эту версию, поскольку в документах и в прессе якобы нет никаких сведений об этой забастовке. Так где же истина?
– Знаете, информация о том, что этого марша якобы не существовало, появилась только в период так называемого маккартизма в Соединенных Штатах. А для участниц женского конгресса эта информация была абсолютно достоверной, и никто никогда, вплоть до эпохи маккартизма, не подвергал это сомнению. Более того, в бывшем Институте марксизма-ленинизма, а ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, сохранились газеты, которые рассказывают об этом марше, поэтому говорить о том, что это миф, не приходится. Все, кто заявляет, что это миф, опираются на американскую прессу. Но ведь в этот же период американская пресса, например, писала о том, что коммунисты хотят убить президента Эйзенхауэра, о том, что Советский Союз планирует нападение с использованием подводных лодок и т.д. То есть в то время появилось много антисоветских и антикоммунистических мифов, так что говорить о том, что этого марша не было, – нельзя. Поэтому большинство историков сходятся на том, что демонстрации все-таки были. Может быть, конечно, они не были такого масштаба, который в дальнейшем им был приписан, но то, что они имели место и именно 8 марта, – это факт.
Праздник передовых пионерок
– Встречается мнение о том, что раньше, у самых истоков эмансипации, Международный женский день был посвящен в основном «мужественным» женщинам, которые преуспели в «мужских» профессиях. Вы согласны с этим?
–Понимаете, этот вопрос очень спорный. Какую профессию могла иметь женщина в начале XX века? Максимум она могла быть домашним учителем, кухаркой или официанткой. Круг профессий был очень узок, а все остальные занятия считались мужскими. Даже профессия бухгалтера, которая сейчас абсолютно у всех ассоциируется с женщинами, в те времена была мужской. Преподаватель университета, где у нас сейчас тоже доминируют женщины, – раньше это тоже была мужская профессия. Поэтому естественно, что в период становления праздника большое внимание уделялось тем женщинам, которые стали первыми. Условно говоря, одним из символов 8 Марта была и до сих пор остается Валентина Терешкова, как первая женщина-космонавт.
– То есть чествовали в основном женщин – пионерок в каком-то деле, куда их раньше отказывались пускать?
– Да, совершенно верно! Получение женщиной права на то, чтобы самореализоваться там, где раньше ей был закрыт путь, – вот что было главным. Таким образом, этот праздник касался не просто «мужественных» женщин, а именно передовых, пионеров – женщин, которые совершают что-то новое. Поэтому естественно, что в период, когда это было исторически и политически необходимо, акцент был сделан на этом. Когда женщина стала абсолютно уверена в своих правах и все пути для нее стали открыты, акцент праздника сместился на тот формат, который мы видим сейчас, то есть чисто гендерный – женский. Но при этом во многих странах мира 8 Марта до сих пор имеет такой окрас. Например, для Ближнего Востока очень актуален вопрос участия женщины в политической деятельности и мужских профессиях, потому что там эта революция не случилась.
– Кстати, а во многих странах, кроме России, Женскому дню придают такое же значение? Мне, если честно, казалось, что сегодня это все-таки больше наша традиция, хоть праздник и называется международным…
– Нет, этот праздник отмечается и за рубежом, просто не во всех странах он является государственным. Но есть Международная демократическая федерация женщин, в которую входят представительницы 160 женских организаций, и они постоянно празднуют этот праздник. Вообще, женский день активно отмечается в Европе. Но у нас, благодаря тому, что он стал государственным, он просто приобрел вот этот оттенок уважительного отношения к женщине, а там он все еще сохраняет формат борьбы женщин за свои права. Это связано с особым отношением к женщине в этих странах.
Комментарий от историка Натальи Пушкаревой
Несколько вопросов о причинах празднования Международного женского дня мы также задали Наталье Пушкаревой, которая по праву считается основоположницей исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке. Наталья Львовна – доктор исторических наук, профессор, она заведует сектором этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН, а также возглавляет Российскую ассоциацию исследователей женской истории (РАИЖИ).
В отличие от Ярослава Листова, Пушкарева придерживается несколько иной версии происхождения праздника. По ее мнению, «марш пустых кастрюль», который, как принято считать, имел место 8 марта 1857 года в Нью-Йорке, все-таки был придуман пропагандистами. О причинах такой «подмены» она говорит следующее:
– В ходе противоборства авторитарии в общественных движениях нередко пытались присвоить себе не принадлежавшие им традиции. Так они сделали с песней «Интернационал», написанной анархистом Эженом Потье: ее подправили и без антигосударственных и антимилитаристских куплетов превратили в гимны социалистических и «коммунистических» партий.
Так социал-демократы поступили с Первомаем, объявив «своим» праздником день памяти чикагских рабочих-анархистов, которые вышли 1 мая 1886 года на улицы, потребовав 8-часового рабочего дня.
И точно такая же история произошла с днем трудящихся-женщин. 1857 год полностью придуман позднейшей пропагандой, однако в конце февраля 1864 года забастовали работницы прачечных для стирки воротничков в городе Трой (штат Нью-Йорк). Инициаторами стачки выступили Кейт Маллени, Эстер Киган и Сара Мак-Киллан. Работницы потребовали повышения заработной платы на 20–25 % и установки гладильных машин, к стачке примкнули 300 женщин из 14 прачечных. По существу, это и стало началом первого устойчивого женского профсоюза в истории страны. Забастовка закончилась к 1 марта полной победой. К 1910-м годам в ряде стран Европы и в США сложилась практика февральско-мартовских демонстраций и стачек с требованием улучшения условий труда. Не избежала этого и Россия, – рассказала историк.
Также Пушкарева отметила, что «“женская тема” и Женский день стали актуальны после декабря 1908 года, когда в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский женский съезд».
Любопытным представляется и тот факт, что так называемый «революционный взрыв», который предшествовал Февральской революции, разыгрался 23 февраля, а по новому стилю – 8 марта 1917 года. Таким образом, случайно переплелись две даты, которые для сегодняшнего поколения россиян олицетворяют главный мужской и женский праздники.
Об этом Пушкарева пишет в своей статье «Женское движение в общественно-политической жизни России 1914–1917 гг.: некоторые итоги изучения проблемы в отечественной историографии»:
«В объяснении причин возникшего революционного взрыва в феврале 1917 года советская историография с 20-х годов ставила агитацию большевиков в “женский день” в связи с Международным женским днем 23 февраля (8 марта по н. ст.) 1917 года. В цепочке обстоятельств, которые сложились в те дни, это было случайным совпадением. Массовым выступлениям способствовала организация собраний, посвященных этой дате как дню солидарности женщин в борьбе за свои права. С 1913 года этот день стал отмечаться социал-демократами ежегодно в России в разных городах собраниями и демонстрациями в зависимости от полицейских условий. Листовки социалистов, обращенные к женщинам, появились лишь на рубеже 1916–1917 годов, в том числе с призывом к демонстрациям. В канун 23 февраля их заменили тексты в помощь пропагандисткам на тему “Война и дороговизна”, составленные в подпольном Выборгском РК РСДРП, которые читались работницам, близким к революционному подполью, были назначены ораторы для организации собраний и митингов».
Также Пушкарева указывает на то, что истинной причиной массовых выступлений женщин в Петрограде были перебои с поставками хлеба в рабочие районы столицы:
«Война открыла женщинам глаза на реальное положение вещей, рождая антивоенные протесты. Это подчеркивается и в новейших работах о первом дне революции. Работницы, солдатки, начавшие движение первыми, обращались к рабочим Металлического завода: “Наших мужей на фронте бьют, а мы здесь день и ночь маемся. Довольно терпеть. Объявим всеобщую забастовку!”; “Здесь голод, непомерный труд, обиды, издевательства. У вас тоже есть матери, жены, сестры! Мы требуем хлеба и прекращения войны!”»
Помимо солдаток и работниц фабрик, участвовали в демонстрациях и «профессиональные революционерки». Как пишет Пушкарева, эти женщины «еще до войны занимались пропагандистской деятельностью, вели работу в рабочих клубах, больничных кассах, вслед за мужьями входили в ряды нелегальных партийных организаций в столице, участвовали в стачках в разных губерниях, участвовали в международных социалистических конференциях». Среди них и уже хорошо известная нам Александра Коллонтай, а также Анна Елизарова-Ульянова (старшая сестра В. И. Ленина), Конкордия Самойлова и многие другие.
Во время нашей беседы Наталья Львовна с сожалением отметила, что сегодня мало кто из наших соотечественников вспоминает об истинной сути этого замечательного женского праздника: «Это День солидарности трудящихся женщин, о чем советских женщин заставили забыть: вроде как их права защищены и все трудятся, солидаризироваться им не в чем, достаточно поздравлений…»
В любом случае Международный женский день – это традиция, которая прижилась и стала неотъемлемой частью нашей культуры, поэтому важно не только дарить подарки и делать комплименты прекрасному полу, но и помнить, почему мы действительно всё это делаем и для чего нам нужен этот праздник – 8 Марта.
Новое
Видео
Д/ф "Святые против мятежа"
15 февраля 1989 год День памяти воинов-интернационалистов
15 февраля – Памятная дата России. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 15 февраля 1989 года войска Ограниченного контингента Вооруженных сил СССР были окончательно выведены из Афганистана
Курская битва. Памятные даты военной истории России
23 августа 1943 года – День воинской славы России. Завершилась битва на Курской дуге. В сражении, продолжавшемся 50 дней и ночей, части Красной Армии отбросили противника на запад на 150 км и освободили Харьков. Победа в Курской битве завершила перелом в Великой Отечественной войне