Зачем трудящимся солидарность. К годовщине Первомая

1 мая 1886 года началась рабочая забастовка в Чикаго, давшая жизнь Дню солидарности трудящихся.
Кое-кто сегодня воспринимает 1 мая как один из непонятным образом сохранившихся советских реликтов, один из советских обрядов, смысл которых утрачен. Между тем – сейчас праздник гораздо актуальнее, чем он был во времена СССР. Если, конечно, помнить и понимать его историю и смысл. Сегодня, когда мы справляем 130-ю годовщину событий, давших начало празднику, – прекрасный повод об этом поговорить.
История праздника
То, что именно США, противостоявшие в ХХ веке мировому коммунистическому движению, подарили миру день солидарности рабочих, – правильно и символично. Хоть и произошло это в связи с трагическими событиями.
1 мая 1886 года в США прошла крупная забастовка: бастовали 350 тысяч работников промышленных предприятий по всей стране. Требования рабочих были стандартными для мира, в котором ещё не существует альтернативы капитализму: повысить заработную плату; установить 8-часовой рабочий день вместо 12- или даже 15-часового; запретить детский труд и т.п.
Действия администраций заводов, чьи рабочие участвовали в забастовке, были тоже стандартными. Некоторые эти требования просто проигнорировали. В Чикаго, который стал центром протестов, для острастки уволили 1500 человек. А в ответ на новую забастовку с требованием восстановить уволенных – привезли штрейкбрехеров (рабочих со стороны, не связанных с рабочим движением и заводскими профсоюзами и отказывающихся участвовать в забастовке). В ходе протестов несколько десятков рабочих пострадали, четверо погибли. Не Ленский расстрел, конечно, но логика развития похожа.
4 мая местные анархисты организовали митинг сразу по совокупности событий: и против действий администрации, и против действий полиции. Во время митинга в полицию полетела бомба (возможно, это был провокатор), полиция в ответ открыла огонь. Восемь анархистов, признанных организаторами, попали под суд. Четверых из них повесили. А в 1893 году и смертников, и приговорённых к пожизненному заключению полностью оправдали. Не нашли только полицейского провокатора, который спровоцировал бойню.
В память об этих событиях II Интернационал принял решение отмечать 1 мая как день солидарности трудящихся. Постоянный риск быть уволенным за участие в забастовке или погибнуть в результате митинга протеста против увольнения – вот что объединяло рабочих обоих полушарий. Хотя, конечно, работяги Чикаго никого из деятелей II Интернационала никогда и в глаза не видели.
Для справки: II Интернационал – международное объединение социалистических партий, созданное в 1889 году. Учреждение 1 мая как дня солидарности рабочих стало одним из первых его решений. В 1905-1915 гг. одним из представителей России в Интернационале был В.И. Ленин.
От 1 мая к 7 ноября
В России Первомай стал отмечаться сразу же (1890 – Варшава, 1891 – Санкт-Петербург), причём в разных формах: забастовка, партийное заседание под видом загородного пикника (политическое содержание маскировали под маёвку – традиционные гуляния в начале мая), открытые демонстрации. Эволюционирует и смысл праздника: из дня памяти и солидарности (направленность в прошлое) он становится днём ожидания революции (направленность в будущее). Поэтому и столкновения с полицией за участие в маёвках и демонстрациях были обычным делом.
Казалось бы, какая связь между какими-то чикагскими рабочими, решением европейского слёта социалистов поминать их как символ борьбы и революцией в России? Самая прямая.
В XIX веке Интернационал руководствовался революционной логикой борьбы: тяжёлое положение рабочих – следствие несправедливости, заложенной в самом социальном строе капитализма, а значит побороть её можно только вместе с капитализмом.
В начале XX века революционеров становится меньше, а сторонников постепенных реформ капитализма – больше. Значительную роль в этой эволюции взглядов социалистов сыграла Первая мировая война и череда предвоенных конфликтов. Все больше социалистов становились «патриотами» (в смысле – союзниками политики своих национальных правительств), сочетая это с посещением первомайских демонстраций. А рабочие продолжали вкалывать по 12-14 часов в день, получая мизерную зарплату и не имея установленных законом социальных гарантий.
А затем случилось то, чего никто не ожидал в ближайшее время и уж тем более в России – социалистическая революция. И уже 11 ноября 1917 года, т.е. через 4 дня после перехода власти в руки партии большевиков, Совет Народных Комиссаров постановил:
«Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятии…, не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения».
На это, конечно же, можно возразить: в других странах рабочие смогли добиться восьмичасового рабочего дня, оплаты больничных и отпусков, прочих социальных гарантий и без революционных потрясений. Однако тут правильнее говорить не «без», а «после революции в России». Именно её постоянный пример, а позже и глобальная конкуренция с СССР стали причиной постепенного смягчения трудового законодательства в развитых капиталистических странах.
Соглашательская тактика («вы уступаете – мы не бунтуем») хороша в том случае, когда для неё достаточно аргументов. Именно революция в России стала главным аргументом, доказав, что капиталист в отношениях труда и капитала – фигура вовсе не обязательная.
День фантастики в реальности
1 мая долгое время оставался одним из двух основных праздников в СССР (наряду с 7 ноября – годовщиной социалистической революции). За несколько десятилетий до подписания европейской конвенции о защите прав и свобод человека гражданин РСФСР/СССР получил максимально возможный в те годы и немыслимый в большинстве стран уровень социальной защиты.
В сравнении с сегодняшними условиями тот уровень жизни конечно вызывает скептическую усмешку, но стоит помнить, что сравнивать нужно не с ним, а с условиями столетней давности в других странах, а также в дореволюционной России. Требования рабочих всего мира, с которыми они выходили на первомайские демонстрации в конце XIX-начале XX веков, были для своего времени такой же фантастикой, как план ГОЭЛРО, о невозможности которого писал Герберт Уэллс в начале 1920-х годов. Впрочем, эти времена давно миновали, есть ли смысл в 1 мая сегодня?
Думается, что есть.
Во-первых, цивилизационного проекта, представляющего альтернативу капитализму, не существует вот уже четверть века. Вместе с ним исчез и сдерживающий фактор: продолжается рост разрыва в доходах между богатыми и бедными, начавшийся примерно 30 лет назад.
Во-вторых, в погоне за тем, что политкорректно называется «свобода предпринимательской деятельности», всё больше стран постепенно отказываются от гарантий, добытых в своё время с таким трудом. Термин «штрейкбрехеры» давно устарел, ему на смену пришло понятие «аутсорсинг трудовых ресурсов» – детище глобализации и масштабной трудовой миграции. Работники аутсорсинговых компаний работают на условиях позапрошлого века: за минимальную ставку или даже ниже её, 12-14 часов в день, без оплаты больничных.
Распространить такие условия работы на всех гораздо проще, чем кажется. В 2010 году олигарх Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю. А от главы Сбербанка Германа Грефа мы слышим, что школа не должна давать много знаний. Это идеология: полуграмотный рабочий, впахивающий 60 часов в неделю – просто мечта капиталистического интернационала.
***
В адрес СССР и России мы часто слышим упрёки в том, что население живёт бедно. Вот, мол, сравните с развитыми странами. 1 мая – повод напомнить, кто первым смог обеспечить соблюдение социальных гарантий и человеческих условий труда для рабочих, а затем заставил весь прочий мир подтянуться к этим требованиям.
Читайте также:
Андрей Сорокин. Урок белорусского. Как обойтись без гражданской войны в головах Иван Зацарин. Как побеждать Америку. К 41-летию окончания войны во Вьетнаме
Иван Зацарин. «Понять и простить» предателя. К 73-летию власовщины
Александр Репников. Как они не стали альтернативой Октябрю. Консервативная мысль начала ХХ века и Государственная Дума
Виктор Мараховский. Бессмертный полк подарил вторую жизнь Дню Победы
Иван Зацарин. Фюреры Европы жили долго и счастливо. К 71-летию расстрела Муссолини
Виктор Мараховский. Прекратить «русскую бронзовую ночь». К 9-летию сноса «Алёши» в Таллине
Константин Сёмин. Политический Чернобыль. К 30-летию катастрофы
Александр Шубин. «Кровавое воскресенье» 1905 года: как власть сделала революцию неизбежной
Иван Зацарин. Почему империей стали не они. К 221-летию присоединения Литвы к России
Андрей Сорокин. Как стать героем истории. Урок соцреализма от х/ф «Экипаж»
Андрей Смирнов. Задачи, удачи и неудачи реформ Ивана Грозного: что об этом нужно знать
Иван Зацарин. Встреча, которая их напугала: к 71-летию рукопожатия на Эльбе
Новое
Видео
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
10 декабря 1877 год Взятие крепости Пле́вна
10 декабря 1877 года русские войска взяли крепость Плевна в Болгарии. Блестящая победа предрешила исход русско-турецкой войны. Благодарные болгары обещали, что это сражение «навсегда останется в памяти потомков»!
Российская империя в начале XIX века
Российская империя в начале XIX века. Курс 9-ого класса, урок первый