Выманить деньги? Зачем Россию делают «страной-агрессором»

Не проходит и дня без того, чтобы украинские власти не сделали очередного громкого заявления в пику России. На этот раз Киев собрался официально объявить Россию «страной-агрессором». Об этом журналистам заявила депутат Верховной рады Ирина Луценко.
По её словам, соответствующий пункт внесён в законопроект о реинтеграции Донбасса, который уже закончен на «99,9 процента» и готов к регистрации в парламенте. Луценко также подчеркнула, что данный документ Украина обсудила со странами «нормандской четвёрки» и США.
Чтобы узнать, как это отразится на России и согласуются ли действия Украины с международным гуманитарным правом, портал «История.РФ» связался с доктором юридических наук, профессором кафедры международного права МГИМО (У) МИД РФ Дмитрием Лабиным.
– Дмитрий Константинович, как признание России страной-агрессором, которым грозит Украина, соотносится с нормами международного права? Такие прецеденты часто бывали в мировой истории?
– Вопрос, конечно, многоаспектный. Прецеденты, безусловно, были. Надо заметить, что, например, Великобритания признавалась другими странами агрессором за последние пару веков не менее сорока раз. И это только Великобритания! Ну и сами видите, какое отношение у многих государств к Соединённым Штатам Америки – многие страны до сих пор считают это государство агрессором.
– Что это означает: признать другую страну агрессором?
–Одна сторона – моральная: это отношение одного государства к другому; оно может для внутреннего употребления определять это любыми терминами, и здесь никаких правовых последствий нет. С точки зрения международного права, конечно, не всё так просто: одно лишь заявление какого-либо государства в одностороннем порядке не влечёт особых правовых последствий. Условно говоря, если об этом заявляет Украина или об этом упоминается в средствах массовой информации со ссылкой на официальных лиц, это не имеет никаких международно-правовых основ.
– А кто имеет право официально признать страну агрессором, чтобы этот статус закрепился на международном уровне?
–Единственный орган, который мог бы квалифицировать государство в качестве агрессора, –это Совет Безопасности ООН. Есть нормативная международно-правовая база, которая определяет все характеристики, позволяющие квалифицировать государство в качестве агрессора. Этот документ не свежий, 1970 года, он так и называется – «Определение агрессии», был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи и является, что называется, инструкцией. Конечно, туда вносились изменения, но в целом понятие агрессии и то, как определять государство-агрессора, понятно для всех, и в том числе для Совета Безопасности. Поэтому, строго говоря, квалификацию такого рода может дать только Совет Безопасности ООН. И эта квалификация будет нести определённые юридические последствия для такого государства.
– У Киева есть реальный шанс добиться признания России агрессором в ООН?
– Естественно, такие ситуации, как кажется Украине, в этом определении встретить невозможно. Поэтому не знаю, на что будут ссылаться украинские власти, которые победили антиконституционным путём, если смотреть на эту ситуацию с точки зрения и международного права, и внутреннего конституционного права Украины. Мы имеем дело исключительно с внутренним локальным конфликтом внутри одного государства.
– Такие конфликты регулируются международным гуманитарным правом?
– Международное гуманитарное право распространяется и на вооружённые международные конфликты, и на локальные немеждународные конфликты – условно говоря, гражданские войны, которые проходят внутри государств. Это значит, что если уж идёт вооружённый конфликт (что не одобряется мировым сообществом), то он должен вестись сторонами в строго установленных правовых рамках: запрещено использовать определённые средства и методы ведения вооружённых конфликтов, запрещены военные преступления, преступления против человечности, геноцид и так далее – там целый перечень. В этом уже разбирается Международный уголовный суд, он привлекает к ответственности конкретных физических лиц, совершивших подобные тягчайшие деяния, квалифицирующиеся как международные преступления. Это могут быть и военачальники, и даже лидеры противоборствующих сторон. Поэтому в данной ситуации объявлять Россию агрессором тоже не получается, поскольку Россия не участвует в вооружённом конфликте и нет никакой юридически значимой квалификации. Конечно, в прессе мы встречаем подобные обвинения, но они голословны, поскольку юридически ничем не подкреплены.
– Чего Украина может добиться, признавая Россию агрессором?
– Со стороны Украины это будет выглядеть лишь как недружественный акт, который может теоретически (это международным правом тоже предусмотрено) [претендовать] на ответные действия со стороны государства [которое якобы подвергается агрессии]. Но они тоже должны быть пропорциональны – это так называемые реторсии, то есть ответное прекращение дружественных отношений с государством-агрессором.
– Ирина Луценко, говоря о признании России агрессором, упомянула о праве Украины на самооборону. Вот её цитата: «Это означает, что Украина имеет право самообороняться. Это ещё раз – не война, а самооборона. И это для того, чтобы Международный валютный фонд давал нам средства, это для инвесторов». То есть для Киева это очередная уловка, чтобы заполучить материальную поддержку от МВФ?
– Видите, мы же обозначили эту проблему как многоаспектную, я просто не упомянул ещё одно обстоятельство. Действительно, в современных условиях Украина остро нуждается в притоке финансов, эта проблема лежит уже в экономической плоскости. Нынешние власти не справляются с экономическим кризисом и рассчитывают исключительно на финансовую помощь. МВФ, который существует с 1944 года, действует строго в рамках регламента, который устанавливает, что эти рекомендации необходимо выполнять и только затем будет предоставлена финансовая помощь. При этом есть и определённый критерий к государству, обращающемуся за помощью. Естественно, если государство находится в горячей стадии вооружённого конфликта внутри или с другими государствами, то такая помощь не может оказываться, потому что все понимают, что эти средства будут пущены не по назначению, а на закупку вооружений и так далее.
– Неужели в Киеве этого не понимают?
– Видимо, это какой-то креативный ход со стороны Украины. Они [украинские власти], наверно, пытаются изображать такую логику: мы повесим ярлык на соседнее государство и это решит проблему – якобы вооружённого конфликта внутри нет, есть мнимый агрессор, а мы занимаемся только самообороной. Но, к сожалению, для украинских властей эта ситуация не нова, через неё проходило большое количество государств, и Международный валютный фонд тоже не вчера организовался. Большая работа проводилась и в 60-е, 70-е, 80-е годы. Фонд и так уже пошёл на некие беспрецедентные изменения по поводу Украины. Но я не думаю, что МВФ настолько кардинально изменит свои правила, что будет финансировать государство, которое находится в горячей стадии вооружённого конфликта. Последствия прецедента будут несопоставимы…
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино