Турнир во время войны
Рыцарская культура порой кажется нам совершенно лишенной логики. Однако, если понять, что лежало в основе миропонимания ее участников, перед нами откроется целый удивительный мир, в котором война - не повод для убийства, а вопрос чести может завести вас на край света.
Польский хронист Ян Длугош, в XV веке зафиксировавший события войны Тевтонского ордена против Польши, Литвы, Западно-русских княжеств и их соседей, описывает большое количество примеров сугубо рыцарского поведения, особенно по стороны поляков, готовых доказать свою лихую и авантюрную природу любому врагу.
Итак, в год 1390 князь Литвы Витовт (во время борьбы за литовскую корону) с помощью ордена и рыцарей-гостей из разных стран, среди которых были том числе родственники английского короля и большое число французских рыцарей, берет в осаду Вильно, сжигает Кривой замок. Но, пройдя внешнее кольцо укреплений, он упирается в Верхний замок, в котором держат оборону поляки, литовцы и русские. Под постоянным обстрелом из только-только входящих в военных обиход бомбард, стены замка начали поддаваться и Клемент, староста Вильно, повелел завесить бреши в них шкурами, чтобы ядра запутывались в них и не могли так сильно повредить каменную кладку.
Поляки, как сообщает хронист, подозревали литовцев и русских в желании сдать замок, поэтому не допускали их к обороне, а сами постоянно стояли на стенах и отражали попытки атаковать. Именно в разгар этой жестокой осады, произошел интереснейший пример, показывающий, что война остается, а честь остается честью. Итак, Ян Длугош сообщает:
«Пока длилась осада, между рыцарями обеих сторон возникали частые споры и перебранки: французы обвиняли поляков в том, что те оказывают помощь варварам против верующих; поляки же возражали, что поступают свято и благочестиво, так как ради веры стали на защиту новообращенных против монахов лжеревнителей веры. И обе стороны уговорились, что в доказательство правоты своего дела как поляки, так и французы вступят в рыцарский поединок при дворе Венцеслава (в то время короля римлян и Чехии) в Праге в назначенный день, в равном числе, по четыре рыцаря с каждой стороны.
По наступлении этого дня обе стороны выполнили условие а, именно: когда четыре рыцаря со стороны короля Владислава, Ян из Влощова, каштелян добжинский, Миколай из Вашмунтова, Ян из Здакова и Ярослав Чех, со стороны же французов четыре других рыцаря явились в Прагу, они отправились в сад при зверинце, чтобы попытать удачи в состязании. Однако по повелению Венцеслава, короля римлян и Чехии, противники были разведены и удержаны от схватки, польские рыцари — Иоганном, герцогом люксембургским, братом короля Венцеслава, а французы — Иодоком, маркграфом моравским, и приведены, француз в паре с поляком и поляк с французом, к королевскому столу, где их сначала пышно приняли и угостили, а затем король Венцеслав, выступив как посредник, примирил их и привел к согласию».
Так, прямо в разгар войны, не имея возможности решить вопрос по всем правилам, стороны договариваются провести поединок чести на нейтральной земле. Интересно, что в подобных ситуациях, довольно часто встречающихся в хрониках, стороны действительно чаще разнимают прежде, чем те успеют навредить друг другу.
Вероятно от того, чтобы не запустить процесса кровной мести или дипломатических проблем, которые могли бы привести к новым конфликтам и войнам. Примирение через третью строну, таким образом, становится почти ритуальной практикой в поединках чести, а сама рыцарская культура показывает свою надгосударственность и нахождение вопросов личной чести выше политических или военных интересов.
Литература
Длугош Ян. Грюнвальдская битва. Л. изд. АН СССР, 1962. Стр. 24-25
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Памятные даты военной истории России
Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России