«Училище мудрости и добродетели»: как 200 лет назад преподавали историю

5 октября празднуется День учителя
Школьным предметом в нашей стране история стала довольно поздно: лишь в конце XVIII века ее включили в программу гимназий. Пользу этой науки для учеников видели в тренировке памяти и разума. «Собрание нравственных опытов человеческого рода», «практическое училище мудрости и добродетели» – такие характеристики давали истории уже в девятнадцатом столетии. На деле оказалось, что преподавать историю непросто: механическая зубрежка пугала школяров и не давала возможности рассуждать и делать самостоятельные выводы. Составителям учебных пособий пришлось серьезно задуматься над тем, как заинтересовать учеников и привить им интерес к одной из важнейших дисциплин.
От всеобщей – к отечественной
В 1718 году по приказу Петра I было переиздано «Введение в европейскую историю» Самуила Пуфендорфа. России в этом учебнике посвящалась всего одна глава, тем не менее именно с нее и началась история преподавания этой дисциплины в нашей стране. На протяжении десятков лет куда больше внимания уделялось истории всеобщей. В 1815 году гимназисты должны были на экзамене рассказать об истории Древнего мира и Средневековья, знать основные факты, даты и события (к примеру, крестовые походы, открытие Америки, Реформацию и ее последствия). Учащимся того времени, откровенно говоря, не позавидуешь: их учебники сильно отличались от современных. Гимназисты вынуждены были штудировать многотомники без единой иллюстрации, карты или таблицы.
Единственным справочным материалом порой выступали генеалогические схемы европейских монарших домов. Правда, как и в пособиях нынешних, чтение несколько упрощали выделенные жирным шрифтом термины и даты, вынесенные в отдельные столбцы. Заучиванию последних уделялось особое внимание: преподаватели небезосновательно считали, что без знания хронологии невозможно усвоить весь материал. Учебники переводили с иностранных языков, чаще всего – с немецкого. Довольно скоро назрела необходимость более подробно рассказывать гимназистам об отечественной истории. В первой четверти XIX века преподаватель петербургской гимназии Евгений Константинов составил «Обозрение российской истории». Данный учебник состоял из трехсот страниц и охватывал периоды от Древней Руси до завершения царствования Екатерины Великой.
Грызем гранит науки…
В годы правления Николая I преподавание истории в учебных заведениях России стало делом государственной важности. Авторы пособий придерживались концепции Николая Карамзина, автора «Истории Государства Российского», а также министра народного просвещения графа Уварова, сформулировавшего триаду «православие, самодержавие, народность». Итогом адаптации этих концепций к гимназической программе станет выход в 1839 году книги «Начертание русской истории для средних учебных заведений». Следуя заветам Карамзина, полагавшего, что исход большинства событий определили «деяния и судьбы людей», а также решения государей и полководцев, учителя предлагали гимназистам задуматься о роли личности в истории.
История представлялась гимназистам (как, впрочем, и сегодняшним школьникам) одной из самых захватывающих, но крайне сложных дисциплин. В помощь детям отставной военный и ученый Антон Язвинский придумал наглядные таблицы с именами правителей и важными датами. Он активно рекламировал свое изобретение, поначалу давшее прекрасные результаты. К 1840-м годам таблицы Язвинского появились во всех гимназиях Петербурга. Однако триумф ученого не продлился долго: критики новой методы утверждали, что после проверки знаний ученики быстро забывают все, что выучили, не могут выявить причинно-следственные связи тех или иных явлений, мыслят поверхностно и сами зачастую не понимают того, о чем говорят. От таблиц Язвинского было решено отказаться. Правда, иногда их продолжали использовать в начальных классах. Не менее оригинальный способ заучивания исторического материала предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберта. Он просил своих учеников рифмовать факты истории и повторять их нараспев.
В пореформенные годы к дискуссии о преподавании истории подключились общественные деятели. Критики Белинский и Добролюбов, писатель Чернышевский задавались вопросами: стоит ли объяснять ученику связь истории с современностью, как от сухих фактов перейти к логическим выводам, преподавать ли историю России как единый процесс или обратиться к истории отдельных народов, населяющих нашу страну?
Историк С.М. Соловьев в 1859 году издает «Учебную книгу русской истории» – объемное пособие на полсотни страниц. Несмотря на то, что учебник был составлен грамотно и блестяще показывал тесную связь отечественной истории со всеобщей, читать его оказалось нелегко. Гимназисты вновь столкнулись с извечной проблемой той поры: огромный объем информации при полном отсутствии дополнительных материалов в виде карт или картинок. Согласитесь, трудно разобраться в особенностях портретной живописи XVIII века, не увидев ее примеров. Еще труднее – понять, не имея перед глазами схемы боевых действий, как русская армия одержала победу над шведами под Полтавой. Удивительно, но зачастую учебники для низкопрофильных учебных заведений (например, народных училищ) в чем-то оказывались более удачными. Так, «История России с картинками» Моисея Острогорского выдержала 33 издания и пользовалась большой популярностью.
В 1860-х годах была высказана идея о том, что учащийся должен сам добывать необходимый материал, не надеясь, что наставник преподнесет его на «блюдечке с голубой каемочкой». Против выступил автор «Кратких очерков русской истории» Д.И. Иловайский (это учебное пособие стало самым массовым в дореволюционной России), он оставался приверженцем так называемого репетиционного метода и запрещал ученикам даже пересказывать параграфы своими словами. Ученик московской гимназии, а в будущем – известный на всю страну поэт Владимир Маяковский, «прославил» автора учебника в своих стихах: «Мутят Иловайских больные вопросы: – Была ли рыжа борода Барбароссы? – Пускай. Не копаюсь в пропыленном вздоре я – любая в Москве мне известна история».
Спорил с Иловайским историк и публицист Михаил Стасюлевич. Он предлагал заменить репетиционный метод «реальным» – то есть вместо учебников давать гимназистам тексты источников. В 1863-1865 годах вышла в свет его трехтомная хрестоматия документов и статей по Средневековью. В книге рассматривались социальные отношения, быт и культура народов. Работа с хрестоматией должна была служить развитию у гимназистов критического мышления и формировать их исследовательские навыки.
В XX столетии значительно изменится отношение к исторической науке вообще и к преподаванию дисциплины «История» в частности. Советские школьники будут учиться по единому пособию, а после распада СССР книжные магазины и библиотеки наводнятся массой новых учебников самого разного качества и содержания. Поиски «идеального» учебника по истории, равно как и метода преподавания, продолжаются по сей день.
Новое
Видео
История Украины
Дорогие зрители, не так давно на канале нашего партнера Лектория Dостоевский https://www.youtube.com/channel/UCtsC... был опубликован выпуск об истории Украины. Лекция вызвала широкую дискуссию. Мы предлагаем углубиться в эту тему и разобрать подробнее, как же развивалась история Украины
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
28 мая 1918 год День пограничника
28 мая 1918 года учреждена Пограничная охрана РСФСР, в которую перешли офицеры корпуса погранстражи. День пограничника установлен «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск»