Т-10. Последний тяжеловес Советской армии

Пять фактов из истории бронированной машины, поставившей точку в советской истории тяжелых танков
История советских тяжелых танков, начавшаяся в 1932 году с многобашенного Т-35, завершилась спустя два десятилетия разработкой танка Т-10. Между ними были как неоднозначные машины типа СМК и КВ-2, так и ставшие легендами Великой Отечественной войны КВ-1с и ИС-2, а также участвовавший в Параде Победы в Берлине и сильно впечатливший союзников по антигитлеровской коалиции ИС-3. Лучшее, что было в этих машинах, вобрал в себя Т-10, который был снят с вооружения Советской армии только в начале 1990-х годов.
Тяжелый, но не очень
В послевоенном Советском Союзе к тяжелым танкам относились бронированные гусеничные машины массой более 40 тонн. Впрочем, это был минимальный вес, который отечественные тяжелые танки преодолели еще в конце войны. Так, ИС-2 весил 46 тонн, ИС-3 – 49, а ИС-4, выпущенный серией всего в две с половиной сотни машин, – целых 60 тонн! Последнее обстоятельство вкупе с тем, что проект тяжелого танка ИС-7 набрал уже 68 тонн веса, вынудили командование Советской армии попросить танкостроителей умерить аппетиты. Бронированную машину весом более 50 т было трудно вытащить с поля боя, ее мог выдержать далеко не каждый даже капитальный мост, да и с перевозкой по железной дороге возникали определенные проблемы. Поэтому полсотни тонн были определены в качестве верхнего предела массы нового танка, разработка которого началась в танковом ВНИИ-100 после постановления правительства, выпущенного 18 февраля 1949 года.
Т-10 вместо ИС-8
Как и все танки того времени, в процессе конструкторских работ новый тяжеловес имел внутренний индекс «объект 730». В документах его стали именовать ИС-5, поскольку предыдущим доведенным до воплощения и принятия на вооружение танком стал ИС-4. По мере того как накапливались изменения в первоначальном проекте, становилось ясно, что на деле получается если не другой танк, то сильно отличающийся от «стартового» варианта. Поэтому в начале 1953 года новинка получила другой индекс – ИС-8, так сказать, по порядку разработки. Именно это обозначение и стало последним использованием в названии советских танков аббревиатуры ИС, обозначавшей «Иосиф Сталин». Смерть советского лидера в марте 1953-го и развернувшаяся вслед за этим внутрипартийная борьба привели к тому, что из названия последнего тяжелого танка СССР эти две буквы исключили, заменив на привычное для танков «Т». 28 ноября 1953 года на вооружение был принят тяжелый танк Т-10. Число «10» в индексе машины означало десятый по счету танк такого типа, который принимался на вооружение. Тогда еще никто не догадывался, что «десятка» станет последней.
Только для Советской армии!
Т-10 получил в качестве основного оружия 122-миллиметровую танковую пушку Д-25, такую же, как у его предшественников типа ИС-2 и ИС-3. Это орудие не слишком устраивало военных низким темпом стрельбы, вызванным раздельным заряжанием орудия. Поэтому вариант с его использованием рассматривался как фактически промежуточный: танкисты очень хотели, чтобы в новой машине стояла и новая пушка. В конце концов они своего дождались. С 26 сентября 1957 года на вооружение принимается танк Т-10М с новой пушкой М-62Т2, с самого начала имевшей двухплоскостной стабилизатор (прежние Т-10 получали их постепенно в качестве модернизации). Именно эти машины и стали самыми массовыми «десятками», а все выпущенные ранее постепенно модернизировались до их уровня. Поскольку общий объем выпуска Т-10 всех модификаций был небольшим, всего 1539 экземпляров, его не поставляли на экспорт ни в страны Варшавского договора, ни другим союзникам СССР. Он эксплуатировался только в Советской армии и в основном в западных военных округах и группах войск.
Сорок лет на службе
В конце 1960-х годов советские танковые войска отказались от разработки и принятия на вооружение тяжелых танков, поскольку все их основные преимущества достались по наследству основным танкам типа Т-64, Т-72 и Т-80. Но танк Т-10 оказался настолько удачной машиной, что даже после того, как в 1965 году Челябинский Кировский завод выпустил последние шесть десятков Т-10М, он продолжал нести службу еще почти три десятилетия. Официально «десятки» сняли с вооружения в 1993 году, хотя к тому времени они уже мало где сохранились в войсках. Тем не менее служившие на нем танкисты высоко оценивали его даже по сравнению с более новыми моделями основных танков, отмечая удивительно плавный для такой тяжелой машины ход и чувство защищенности, которое они испытывали за толстой броней «десятки». Кроме того, стоявшие на вооружении Т-10 старались своевременно модернизировать, устанавливая на них современное оборудование и поддерживая боевые качества на максимально возможном уровне.
Переплывший «Дунай»
Поскольку Т-10 не поставлялся за пределы Советского Союза, принять участие в боевых действиях ему не удалось. За исключением операции «Дунай» – так именовали ввод войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию в связи с попыткой изменения внутри- и внешнеполитического курса республики. «Десятки» отметились на улицах Праги, откуда сохранилось множество фотографий с характерной раскраской танков: белыми полосами, нанесенными на верхнюю броню и башню машин крестов, спереди назад и справа налево. Это были танки из состава Группы советских войск в Германии: 9-й тяжелой танковой дивизии, входившей в 1-ю гвардейскую танковую армию, 25-й Краснознаменной дивизии, входившей в состав 20-й гвардейской Краснознаменной армии. Согласно современным данным ни один тяжелый танк Т-10 в ходе операции «Дунай» не пострадал и не был потерян.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)
«1945. Встреча на Эльбе» – лекция В.Мединского для студентов МГИМО
«1945. Встреча на Эльбе» – лекция В.Мединского для студентов МГИМО