En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Играть
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
novosti-mobilnogo-prilozheniya

Сергей Черняховский: Между Тангейзером и Матильдой

17.09.2017

Когда Министерство культуры отправило в отставку директора Новосибирского оперного театра, поставившего подобие оперы «Тангейзер» в интерпретации, явно оскорбляющей почитателей Христа, министра культуры объявили главным ретроградом и охранителем страны.

Когда Министерство культуры обратилось в МВД с требованием обеспечить охрану кинотеатров от обещанных экспансивными поклонниками Поклонской актов вандализма, его объявили чуть ли не главным гонителем православия.

А когда оно пыталось реализовать здравый принцип из утвержденных «Основ государственной культурной политики» — «за счет государственного финансирования должны создаваться только те произведения искусства, которые соответствуют национальным интересам страны» — его объявляли реставратором цензуры.

Каждая политическая группа ждет, что Минкульт станет выразителем именно ее интересов, спонсором и защитником именно ее проектов.

Но Министерство культуры — не орган выражения интересов художественных групп и политических партий. Министерство культуры — орган федеральной исполнительной власти, реализующий государственную политику в данной сфере. Орган не политической, а исполнительной власти.

Министерство культуры не пишет сценарии. И даже не утверждает их к реализации. Более того — можно подобрать и одобрить замечательный сценарий, выделить финансирование под его постановку и экранизацию — но режиссер, который берется за эту работу, без особого труда может переделать, обессмыслить и диаметрально изменить смысловое содержание, заложенное при создании сценария.

От Министерства культуры требуют, чтобы оно покончило с разгулом квазихудожественного прототворчества в сфере искусства, но как только оно пытается придать этой сфере минимально-организованную разумность и напоминает, что, если государство выделяет финансирование на художественные проекты, то эти проекты должны соответствовать интересам государства, его тут же начинают одергивать.

С одной стороны, кланы деградирующих секторов художественного класса устраивают политическую истерию, вопя о возрождении цензуры; с другой, определенные сектора политической власти, которые только что твердым негромким голосом говорили: «Наведите, наконец, порядок с этими… художественными деятелями, не к ночи будь помянуты», — тут же уже громко, начинают заклинать: «Ни в коем случае. Никаких скандалов! Наведите порядок — но так, чтобы никто не протестовал».

Такое впечатление, что определенная часть высшей политической элиты — просто трепещет перед мнением богемной части художественно-публичного класса. Из чего эта часть художественно-публичного класса делает вывод: власть их боится, главное — пожестче на нее «наезжать», а потому — главное вовремя и по команде поднять скандал, тогда, чего бы власть не хотела — она тут же отступит.

Стоило сыну Аркадия Райкина и режиссеру Звягинцеву поднять скандал прошлой осенью — высшая политическая элита тут же бросилась осыпать их ласками и уговаривать не обижаться и не скандалить.

Кстати, с полгода назад в публичном пространстве разгорелся скандал по поводу «наследования» детьми крупных ученых — директорских кресел в академических НИИ. Как оценивать эту практику — вопрос особый. Но тоже интересно: почему наследовать руководство НИИ и научной школой нельзя, а родственно наследовать руководство театром можно… Тут уж либо так, либо так.

Если что-то это и напоминает, то, частью, путь Людовика XVI в 80-е годы 18 века, а частью — путь Горбачева в 80-е годы 20 века. Чем заканчивается потакание богеме — известно.

Политическая элита четверть века лавирует и поощряет сразу два течения — с одной стороны, коллаборационистский псевдолиберализм, своего рода — «морковный либерализм» (как в Германии во время войны производился «морковный чай» и «морковный кофе»), постоянно твердящий о «всех и всяческих свободах и их неприкосновенности», включая свободу от морали и нравственности, с другой стороны — диаметральный ему по вектору фундаменталистский традиционал-патриотизм, не менее упорно твердящий о «Православии, Самодержавии, Народности». Можно ли запрячь их в одну упряжь — отдельный вопрос. Пока впечатление такое, что объединяться они если на чем-то и могут — то большой частью на нелюбви к тому, что называется «трудовым народом» и советскому периоду истории.

Кстати, строго говоря, судя по социологии, если первых в их представлении о политическом идеале готовы поддержать 12% населения, то вторых — 10%. И власть могла бы обеспечить свою устойчивость, эффективность и успех, вполне обойдясь и без них. Просто для того, чтобы обойтись без них, равно как и для того, чтобы их управляемо использовать в осуществлении своего курса, власть должна иметь свою инициативную, если не полноценную идеологию, то полноценную стратегию. И больше думать не о заискивании то перед «истовоправославными», то перед «свободными художниками», а о новых заводах, технологиях, космических кораблях и реальной защите классической культуры, превращении ее в доступную и близкую для подавляющего большинства населения страны.

И определиться для себя — чего она хочет, в чем ее авангардизм, куда она хочет вести страну. Иначе все превращается в сплошную «битву вампиров с оборотнями», и спор: то ли доминантой новой жизни должна стать постоянная истовая молитва, то ли постоянная выгодная торговля.

И не превращать в крайнего в любом скандале в культурной жизни, вызванном, в первую очередь, именно этой «битвой вампиров с оборотнями», — Министерство культуры. Мирить вампиров с оборотнями, — не его задача.

Если та или иная сторона грозит погромами и поджогами учреждениям культуры (сегодня — кинотеатрам, завтра — музеям), Министерство культуры обязано требовать защиты от органов охраны правопорядка.

Но не Министерство культуры занималось фильмом «Матильда». Им занимался Фонд Кино. А о том, каковы его интересы, приоритеты и ценности, можно судить хотя бы по тому, что в его работе отказался участвовать Никита Михалков. И по тому, как он объяснил свой уход. И по тому, кто сегодня конкретно и на деле принимает решения в Фонде Кино.

И если за огрехи Фонда должно отвечать Министерство Культуры — нужно просто подчинить Фонд Кино Министерству Культуры.

И если возникает традиция за все происходящее в сфере культуры спрашивать с Министерства культуры, нужно просто дать Министерству культуры возможности и полномочия эффективно и последовательно регулировать процессы, происходящие в сфере культуры.

А высшей политической элите пора наконец определиться: то ли она хочет свою жизнь провести в молитве, то ли — в торговле.

И то, и то по-своему полезно. Только ни молитва новых технологий не производит, ни торговля. Новые технологии, новые товары и средства обороны страны производят заводы и НИИ. А именно о них высшая элита, похоже, меньше всего думает.

© Изборский клуб

Теги:
История музыкиИстория СССРНовейшая историяПолитическая история
25842

Поделиться

Соцсети

Новое

Сеничев Вадим Евгеньевич

Военная революция, ставшая началом Нового времени: возрождение пехоты

Ночная прогулка по средневековому городу

Тамбовская земля — Родина Героев

Сеничев Вадим Евгеньевич

Двуручный меч на полях сражений Нового времени

Митин Сергей Герасимович

Расследование через 200 лет. Аракчеев, Минкина и восстание декабристов

Методические рекомендации. Десантная операция по освобождению острова Шумшу. 

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Полтавская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте