Русофобию не надо бояться, её надо изучать, чтобы выработать иммунитет
Интервью фонду «Русский мир»
Русофобия как идеология существует более ста лет, а как явление – не меньше тысячи. Доктор исторических наук, профессор, специалист в области истории международных отношений Наталия Таньшина в своей книге «Страшные сказки о России» рассказывает, откуда растут корни ненависти Запада к России и желания отменить всю Русскую цивилизацию.
Русофобия – это идеология
– В прошлом году мы увидели, как Запад захлестнуло буквально цунами русофобии. И тогда для многих людей это стало каким-то страшным открытием: они реально не могли понять, откуда растут корни такой непостижимой ненависти, злобы и желания отменить не просто русскую культуру, а буквально всю русскую цивилизацию и всю Россию. Но как раз вы в своей книге «Страшные сказки о России» говорите, что русофобия как явление насчитывает даже не одно столетие. Так получается?
– На самом деле, начиная с февраля 2022 года, мир столкнулся с беспрецедентным проявлением такого явления как русофобия. Хотя ещё буквально несколько лет назад об этом даже как-то не принято было говорить – всё, что касалось проявлений русофобии, стыдливо замалчивалось. Можно даже говорить о таком явлении, как газлайтинг, которое известно ещё с 60-х годов прошлого столетия. И нам доводилось слышать, что никакой русофобии нет, что всё это придумали сами русские, что это русским кажется, будто кто-то не так к ним относится, а на самом деле никто не испытывает никакой неприязни и враждебности по отношению к России и русским. Причём, на мой взгляд, такое мнение и в самой России очень распространено, и многие наши соотечественники тоже считают, что проблема русофобии придумана и ничего подобного нет.
Но на самом деле русофобия – это идеология, которая в окончательном виде формируется в XIX веке. Почему я посвящаю свою книгу XIX веку? XIX век – это время формирования классических идеологий. А русофобия – это отнюдь не только страх перед Россией на обывательском уровне. Это классическая идеология западного происхождения, которая сформировалась в XIX столетии и которая подразумевает какую-то дурную сущность России и русских. Эта идеология основана, с одной стороны, на архетипическом страхе перед незнакомым миром, с другой стороны – эти страхи тщательно продуманы и просчитаны. Зачастую это воображаемые страхи перед воображаемой Россией, так называемые страхи фантазии.
Русофобия – это ещё и инструмент конкурентной борьбы против России. Ведь Россия пугает прежде всего чем? Своими богатствами и размерами. Но разрабатывают идеологию не крестьяне и не ремесленники, а те, кого называют интеллектуальными элитами общества. И русофобия неслучайно возникает в XIX веке – веке, когда формируется общественное мнение и активно развивается пресса. Можно говорить, что русофобия – это продукт общества потребления, общества массовой культуры (хоть она и формируется до появления этих терминов), она ориентирована на массы. Через газеты и журналы можно формировать нужное мнение, оправдывающее (а порой и влияющее) на курс правительства и принимаемые политические решения. Поэтому сами элиты никакого страха не испытывают, речь идёт о пренебрежительно-высокомерном отношении к России, которое формируется отнюдь не в XIX веке, а много столетий назад. А страх, в том числе основанный на архетипической боязни Другого, Чужого общества, – это уже для обывателя, для простых людей, которые мало что знают о далёкой России – как тогда, так и сейчас. И, нагнетая эти воображаемые страхи перед воображаемой Россией, можно продвигать те идеи, которые нужны западным политическим и экономическим элитам.
Не просто Другие, но Чужие
– В своей книге вы говорите о том, что одним из источников русофобии можно считать раскол в христианской церкви, когда Русь выбрала православие, а не католичество. То есть всё началось ещё много столетий назад?
– Совершенно верно. То, что Русь принимает христианство по греческому обряду, и то, что в дальнейшем нашу страну не удалось склонить к принятию унии с католической церковью, – это было одним из важнейших факторов, который превращает нас в глазах западного мира не просто в Других, но в Чужих. И это как раз нижняя точка отсчёта, с которой действительно всё начинается.
Если бы Русь пошла по пути принятия католичества – а ведь такая идея тоже была: мы знаем, что к княгине Ольге в 961 году был направлен Адальберт Магдебургский, ставший первым христианским епископом, побывавшим на Руси. Миссия не увенчалась успехом, и сорвали её два доблестных варяга, Асмуд и Свенельд, воспитатели сына Ольги, Святослава, – если бы миссия удалась, на Руси распространилось бы католичество.
В 988 году Русь приняла христианство по греческому обряду, а в 1054 году произошел раскол церквей на западную, католическую, и восточную, православную. Поначалу этого раскола не замечали, но с Четвёртого Крестового похода 1202 – 1204 годов, когда Константинополь был захвачен католическими крестоносцами и разграблен, ситуация изменяется. Папская курия получила дополнительный козырь в своей пропаганде крестового похода на язычников Прибалтики, Причерноморья и на «схизматиков» Руси. Поэтому латинский Запад счел законным применять убеждение и даже насильственные методы, чтобы вернуть православных «раскольников» в единое вселенское лоно.
Хотя на самом деле всё начинается ещё раньше – с раскола Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя свой негатив переносит на Восточную Римскую империю, потом на Восточную греческую церковь. А уже потом, после падения Константинополя в 1453 году, когда Москва начинает воспринимать себя преемницей Византии, когда появляется в 1520-е годы концепция «Москва – Третий Рим», которую артикулировал псковский старец Филофей, Запад начинает всё больше и больше воспринимать нашу страну как некий антимир, антипод всем западным ценностям, как угрозу самой западной цивилизации, а концепция «Москва – Третий Рим» начинает трактоваться на Западе как воплощение идей «православного империализма».
Несмотря на то, что современный мир не просто секулярный, а уже постсекулярный, взгляд на нас как на иную, враждебную цивилизацию проводится всё равно по линии западное христианство – восточное православие. Возьмите, допустим, Сэмюэля Хантингтона, одного из ведущих западных политологов и социологов, одного из идеологов холодной войны, который в своей книге «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1996 году, именно так обозначал границы Европы и Запада: «Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие». То есть раскол церквей, а потом и ордынское нашествие и иго (или владычество) стали двумя важнейшими факторами, повлиявшими на то, что нас начинают на Западе воспринимать как врагов христианского мира и вообще как не европейцев, а как азиатов, которым место в далекой Тартарии. И когда русофобская волна поднимается, когда происходит обострение отношений между Россией и Западом, религиозный фактор, критика Православной Церкви и православия, – всё это выходит на первый план.
«Русский мираж» и «русская угроза» – фальшивое завещание Петра Великого
– Показательный пример пересечения истории и современной действительности: недавно президент США Байден заявил, что российский президент после Украины хочет завоевать весь мир. И эти слова буквально цитируют фальшивое завещание Петра Первого, о котором вы также рассказываете в своей книге. Получается, что эти фальшивки по-прежнему в ходу и очень востребованы у современных политиков?
– На самом деле корни уходят ещё во времена «открытия» Московского государства Западом. Австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, автора книги «Записки о Московии» (1549) можно считать систематизатором мифов о «деспотичной азиатской России». Он опирался на труды своих современников и предшественников, и, более того, на глубоко укоренившуюся в сознании европейцев традицию восприятия, корнями уходящую в античность. В соответствии с античной традицией авторы эпохи Возрождения рассматривали земли, на которых раскинулась Русь, не как Восток, а как Север, а их население — как варваров, чуждых добрым нравам и правильному гражданскому устройству. От античности идёт и взгляд, сформулированный Аристотелем, указывавшим на несовместимость деспотизма со свободолюбивым характером греков и, напротив, на соответствие этой формы правления характеру варварских народов, прежде всего враждебных персов, якобы имевших врожденную склонность к подчинению. Несмотря на то, что о Восточной Европе и Руси много писали и до Герберштейна, именно его книга заложила традицию восприятия России как азиатского деспотичного государства.
Но если «Московия», как нашу страну именовали европейцы, была для них лишь отсталым захолустьем, то всё изменилось с эпохи Петра, когда европейцы увидели мощную, сильную и амбициозную Россию, ставшую равной европейским державам. Поэтому именно тогда стараниями просветителей формируются две главные идеи: с одной стороны, «русский мираж», то есть идеализированное представление о России и её просвещенных правителях, а с другой стороны – «русская угроза». Именно активная внешняя политика Петра Великого активизирует в сознании европейцев страхи перед «русским экспансионизмом», которые станут основой, пожалуй, самой известной русофобской фальшивки – «Завещания Петра Великого».
Автором первоначального текста, явившегося базой «Завещания», был польский генерал Михаил Сокольницкий, который в конце XVIII века написал документ под названием «Общий обзор России» и предложил его правительству Директории. Этот документ тогда не был востребован французскими властями, однако спустя много лет о «Завещании» вспомнил мастер политической пропаганды Наполеон Бонапарт, сам стремившийся к мировому господству, причем не мифическому, а вполне реальному. Он приказал включить этот текст в книгу историка и чиновника Шарля-Луи Лезюра «О прогрессе Российской державы от её истоков до начала XIX века». Книгу планировали издать накануне Русской кампании с целью обосновать необходимость военного похода в далёкую Россию, однако она была опубликована уже после бегства армии Наполеона из нашей страны.
Анализ 14 пунктов так называемого «Завещания» позволяет сделать вывод о том, что в документе прослеживаются прежде всего внешнеполитические интересы Франции и Польши, а последние два пункта являются отражением традиционных европейских страхов перед «несметными азиатскими ордами», стремящимися завоевать Европу, а её жителей частично истребить, частично угнать в «пустыни Сибири». Конечно, Пётр Великий не мог мыслить такими категориями, да и в целом, историку понятно, что «Завещание», особенно последние два его пункта, не имеют никакой связи с реальной политикой России и являются откровенной русофобской фантазией, направленной на то, чтобы запугать европейского обывателя «русской угрозой». Но это был именно пропагандистский документ, которому будет уготована долгая историческая судьба.
О нём вспомнят в 1830-е годы, когда либеральная Европа будет усматривать в самодержавной России угрозу своим политическим ценностям. Польское восстание 1830 – 1831 гг. и его подавление русскими войсками (а как иначе император Николай I мог реагировать на мятеж на российской территории, ведь Царство Польское по итогам Венского конгресса вошло в состав России, к тому же, императором Александром I ему была дарована широкая автономия и Конституция, о чем европейцы предпочитали не вспоминать) сформировало крайне негативный имидж России в Европе: Николая I начинают воспринимать как «душителя» польской свободы, а общеевропейская «любовь» к полякам будет иметь своей обратной стороной ненависть к России.
Именно в 1830-е годы появляется целый ряд вариантов фальшивого «Завещания Петра Великого», самые известные из которых были опубликованы в работе польского историка, активного участника польского восстания 1830 – 1831 годов Леонарда Ходзько, посвященной истории Польши, и в «Мемуарах кавалера д’Эона», изданных известным тогда писателем Фредериком Гайарде.
Отныне текст фальшивого «Завещания» будет восприниматься как символ русского экспансионизма, а внешняя политика российских властей будет трактоваться как реализация «планов мирового господства», завещанных Петром Великим. Даже после того, как в 1879 году было доказано, что «Завещание Петра Великого» является фальсификацией, на этот документ продолжали ссылаться в пропагандистских целях. Ведь в пропаганде важна не истина, а формирование нужного мнения. Вот почему этот документ активно использовался в годы Первой мировой войны; потом текст был переиздан в нацистской Германии. Фальшивое «Завещание» оказалось очень востребовано сразу после окончания Второй мировой войны: в 1945 году о нём вспомнил президент США Гарри Трумэн в беседах с американским дипломатом, автором «доктрины сдерживания» (а впоследствии и автором книги о маркизе де Кюстине) Джорджем Кеннаном. Сторонники фальшивого «Завещания Петра Великого» оказали непосредственное влияние на Уинстона Черчилля, произнёсшего в 1946 году знаменитую речь в Фултоне о «железном занавесе». Эта мистификация активно эксплуатировалась в Соединённых Штатах в эпоху разгула маккартизма, а потом в Великобритании после ввода советских войск в Афганистан. И уже после февраля 2022 года европейские обыватели, обработанные своей же пропагандой, ожидали прихода «диких азиатских орд».
«Библия русофобии» – причём тут Польша?
– Самая знаменитая «Библия русофобии» – это книга Астольфа де Кюстина, которую буквально разобрали на цитаты наши недруги. При этом у самого де Кюстина были все основания для такого тенденциозного взгляда на Россию – его отношения с поляками. И это сыграло свою зловещую роль?
– Конечно, ведь поляки со времён Ливонской войны считались «главными специалистами» по истории нашей страны. История взаимоотношений России и Польши – это история «дружбы и тяжбы», вся Западная Русь (состоящая ныне из Украины и Белоруссии) являлась пространством, которое привыкли считать своей национальной территорией и русские, и поляки. Несмотря на то, что в ходе разделов Речи Посполитой Российская империя не присвоила себе ни пяди польской земли, а лишь возвратила себе отнятые поляками русские земли, Россию в Европе с конца XVIII века воспринимали как поработительницу поляков. И об этом снова вспомнили после подавления польского восстания 1830 – 1831 годов. Париж стал одним из центров польской эмиграции, и маркиз Астольф де Кюстин был частым гостем в салоне княгини Чарторыйской, супруги лидера польской эмиграции князя Адама Чарторыйского; он был знаком с Фредериком Шопеном, который тоже не жаловал Россию; он знал Эвелину Ганскую, возлюбленную Бальзака, был знаком со знаменитым поэтом Адамом Мицкевичем, тогда проживавшим в Париже. В парижских салонах Кюстина считали изгоем по причине его нетрадиционной ориентации, в польских же салонах он находил своеобразную отдушину, а заодно приучался смотреть на Россию через «польскую оптику».
По одной из версий, которую подробно излагает в своей книге Дж. Кеннан, Кюстин отправился в Россию хлопотать за своего интимного друга поляка Игнатия Гуровского, и неудача этой миссии также могла повлиять на восприятие маркизом России.
Несмотря на то, что сам Кюстин в своей книге «Россия в 1839 году» отмечал, что отправился в нашу страну искать доводов против представительного правления (а он был легитимистом, то есть противником короля Луи-Филиппа Орлеанского и сторонником свергнутой в 1830 году династии Бурбонов), на мой взгляд, маркиз лукавит: он уже заранее знал, что напишет о России. И вовсе неслучайно он так долго готовил книгу – она была опубликована спустя четыре года после его путешествия. Книга появилась в условиях очень непростых отношений между Россией и Францией, связанных сначала с Восточным вопросом, когда Франция оказалась в международной изоляции, там были очень сильны антирусские настроения, а потом и с дипломатическим инцидентом, когда послы не вернулись к исполнению своих обязанностей, и вплоть до 1848 года интересы двух стран представляли поверенные в делах.
Маркиз де Кюстин, на мой взгляд, очень хорошо понимал, каковы были настроения в европейском и французском обществах и осознавал, какая книга о России будет востребованной. Эта работа, действительно, превратилась в бестселлер. Конечно, надо отдать должное Кюстину как прекрасному рассказчику, его книга легко и с интересом читается. Он умело перемешал правду с ложью и вымыслом, соединил впечатления о современной ему России с давно сложившимися стереотипами, в результате читатель видел узнаваемый и растиражированный образ нашей страны. Неслучайно книгу маркиза де Кюстина на Западе считают «вечной книгой» о «вечной России»: мы меняемся, а представления о нас – нет. И вы неслучайно упомянули о цитатах, потому что из этой книги до сих пор выдёргивают цитаты, причем как против России, так и в её пользу, как крайне неприятные, так и вполне безобидные и даже забавные.
Безусловно, Кюстин, проведший в России только пару месяцев, посетивший лишь несколько городов, не говоривший по-русски, общавшийся лишь с придворным окружением, никак не мог узнать нашу страну и русский народ. Но, как писал маркиз, если он многое не увидел, то о многом догадался. На мой взгляд, он и тут лукавит: он вовсе не «догадался», а лишь транслировал те стереотипы о России, которые формировались на протяжении столетий.
Русофобия как разновидность расизма
– Читая вашу книгу, иногда просто поражаешься степени ненависти к нашей стране. Например, один из французских исследователей пишет: «Россия – это холера». То есть русофобия принимает формы самого настоящего расизма – то, что мы позднее видим у Гитлера. Получается, истоки такой расистской идеологии зародились ещё в XIX веке?
– Да, совершенно верно, русофобия, на мой взгляд, это и есть разновидность расизма. И слова о том, что «Россия – это холера», приводит на страницах своей работы «Демократические легенды Севера» историк Жюль Мишле. Это не просто какой-то пропагандист, это прославленный французский историк, один из ведущих авторов XIX века. Но в годы Крымской войны из историка он превращается в типичного пропагандиста, ненавидя русских буквально на физиологическом уровне. Говорит, что русские – вообще не люди, это «моллюски на дне морском», что у русских атрофированы нравственные принципы, и что как нация они вовсе не сформировались.
Правда, в 1870-е годы, после Франко-прусской войны романтик Жюль Мишле, будучи рациональным французом, перестроился. В своей «Истории XIX века», опубликованной в 1872 – 1875 годах, описывая Наполеоновские войны и Русскую кампанию Наполеона, он уже не позволяет себе пропагандистских выпадов о том, что русские – это вообще не люди, а моллюски на дне морском, и о том, что Россия – это холера и ложь. Теперь Россия предстаёт великой державой, достойной победить Наполеона, и именно Наполеон Бонапарт описывается как величайший лжец.
То есть перед нами – типичное «переобувание в воздухе», и таких примеров можно привести множество. Всё это позволяет говорить о том, что для многих западных авторов русофобия – это не зов сердца и веление души, а следование текущей конъюнктуре и просто бизнес.
Что касается расовых теорий, с помощью которых пытались объяснить «ущербность» русских, то они формируются именно в XIX веке. Одной из самых спорных тем «расологической науки» XIX столетия был вопрос о расовом характере финно-угорских народов. Наибольшее распространение получила «туранская теория», утверждающая их переходный (или смешанный) характер между монголоидами и европеоидами. «Туранцами» тогда стали именовать все кочевые племена, а в туранскую расу объединять тюрок, монголов и финно-угров. В соответствии с этой теорией русские были объявлены не славянами, а потомками смешения крови финно-угров, монголов, тюркских народов и славян, то есть «грязнокровками», что по расистским понятиям оценивается гораздо хуже, чем принадлежность к низшим расам.
Такие идеи развивал известный французский мыслить А. де Гобино, но особенно активно этот подход разрабатывался польскими авторами, прежде всего Франтишеком Духинским, у которого оказалось много французских подражателей. Характерно, что сам Духинский не имел профессионального исторического образования, а вот его псевдонаучные теории получили большую популярность именно среди именитых французских историков, таких как Э. Реньо и А. Мартен. Кстати, Карлу Марксу была очень по душе концепция Франтишека Духинского. А французские историки, вслед за Духинским утверждали, что русские – это не славяне, а туранцы, которые незаконно присвоили себе и имя «русские», и территории, им не принадлежащие, поэтому их надо изгнать обратно в «пустыни Сибири», и называть Россию Московией. Они заявляли, что Московское государство не является наследницей Киевской Руси, что это совершенно разные государства, а Пётр Великий после Полтавской баталии лишь незаконно присвоил себе эти земли.
Как видим, это ровным счётом то, что сегодня заявляют киевские власти, говоря о намерении переименовать Российскую Федерацию в «Московию». И, как видим, эти идеи придуманы не современными украинскими политиками, а корнями уходят европейскую, в том числе, французскую мысль.
Россия меняется, но представление о ней на Западе – нет
– Получается, что и сегодня все эти русофобские труды очень востребованы. И современные исследователи России не желают выходить за рамки привычных стереотипов?
– В какой-то степени именно американская интеллектуальная элита, такие ее представители как Р. Пайпс, Г. Киссинджер, З. Бжезинский сыграли особую роль в формировании негативного образа России, полагая, что российская политическая культура и ментальность препятствуют демократизации страны. С другой стороны есть много западных исследователей, в трудах которых содержится глубокий научный анализ российской истории. Поэтому герои моей книги – это не исследователи, а зачастую пропагандисты, которые продвигают нужную повестку, чётко реагируя на политическую конъюнктуру. Конечно, были и авторы, писавшие о России восторженно, но, к сожалению, гораздо чаще в моде был именно негативный образ нашей страны.
В итоге, можно сказать, что о России было написано множество книг – в том числе серьёзными учёными-специалистами. Но зачастую количество знаний не влияло на те стереотипы и мифы о нашей стране, которые сформировались почти уже тысячелетие назад. И если мы возьмём книги, написанные в разное время, то увидим, что они все воспринимаются как одно и то же сочинение. Мы упоминали работу Сигизмунда Герберштейна, а спустя сто лет примерно такую же книгу написал Адам Олеарий. Описание Московии Вольтером в его «Истории Карла XII» тоже мало чем отличается от изложения Герберштейна. И столь же созвучна этим сочинениям книга маркиза де Кюстина: деспотизм власти, тотальное рабство подданных, стремление к экспансии под покровом всеобщей лжи, - все эти стереотипы хорошо известны.
Да и последующие авторы буквально слово в слово переписывали то, о чём сообщали их предшественники. Получается, что наша страна меняется, но мы в восприятии Запада остаёмся абсолютно такими же, какими нас представляли и 500, и более лет назад.
Другое дело, что когда меняется конъюнктура, когда Запад испытывает в России потребность, когда мы ему нужны как союзник, для солидарных действий против общего врага, тогда взгляд на нас меняется. И из-под пера тех же самых авторов выходят совершенно иные тексты о нашей стране.
Часто можно услышать: зачем нам изучать русофобию, какое нам дело до того, что о нас говорят, главное – делать своё дело. На мой взгляд, русофобию не надо бояться и надо её изучать. Что было бы, если бы медики не изучали заразные болезни, эпидемии, потому что это неприятно, да и опасно? А русофобия – сродни вредоносному общественному вирусу, да и распространяется она со скоростью эпидемии. Конечно, мы не сможем победить этот вирус – сильная Россия всегда будет вызывать такие эмоции. Но выработать иммунитет, найти защиту вполне можно. Ведь если мы знаем проблему, болезнь, значит, мы понимаем, как её купировать и как ей противостоять.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Памятные даты военной истории России
Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России