En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Андреевича Туполева – человека, чье имя навсегда вписано в историю мировой авиации. Сын гениального Андрея Туполева, он не просто продолжил дело отца, но и вывел советское самолетостроение на новые высоты, участвуя в создании машин, которые и по сей день остаются триумфом инженерной мысли.

«Успехи и высокий авторитет отечественного авиастроения – это в огромной степени заслуга легендарной династии Туполевых. Выдающийся конструктор, Алексей Андреевич много сделал для того, чтобы и в новом тысячелетии наша авиационная техника занимала передовые рубежи
Президент России Владимир Путин

 Первые шаги

В августе 1941 года семья Туполевых была эвакуирована в Омск. В возрасте 16 лет Алексей Андреевич Туполев начал работать в ОКБ своего отца в должности конструктора. Его первым проектом стала деревянная хвостовая часть фюзеляжа для Ту-2, которая была одобрена для серийного производства. Это решение позволило экономить дефицитный металл в непростую военную пору. В 1943 году Туполевы возвращаются в Москву, а Алексей Андреевич поступает в Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, который оканчивает в 1949 году.

 Отдел «К» и первые беспилотники

В первой половине 1957 года в ОКБ Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было поручено Алексею Андреевичу. Перед новым структурным подразделением стояла ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как Ту-121.

Численность сотрудников отдела «К» стремительно росла и к началу 1970-х годов достигла 750–780 человек, что превратило подразделение в центр инновационных разработок в области советской авиации.

По воспоминаниям современников, это был слаженный коллектив единомышленников Алексея Туполева, который, впервые став руководителем темы, быстро приобрел заслуженный авторитет не только в своем коллективе, но и на смежных предприятиях, а также, самое главное, – у руководства министерства обороны страны и авиапрома.

Преодолев многочисленные трудности в процессе проектирования, а также благодаря слаженным действиям специального испытательного подразделения под руководством Б.Н. Гроздова в ЖЛИ и ДБ, и А.А. Туполева через год после получения задания успешно завершило заводские испытания нового комплекса дальней беспилотной разведки
Из книги «Туполев: Полет в будущее» Авторы: Г. А. Черемухин, Е. И. Гордон, В. Г. Ригмант

Технологии, разработанные для Ту-121, послужили фундаментом для создания последующих летательных аппаратов. Работы отдела Алексея Туполева стали важным этапом на пути к созданию более совершенных беспилотников, заложив основы советской разведывательной авиации.

Триумф сверхзвука

В начале 1960-х годов Алексею Андреевичу было поручено важное задание — проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета. Амбициозный проект стал настоящим вызовом для советского авиастроения, требовавшим принципиально новых технических решений и смелых инженерных подходов. Под руководством Туполева коллектив конструкторов преодолевал множество технических трудностей на пути создания революционного лайнера.

В результате 31 декабря 1968 года совершил свой первый испытательный полет самолет Ту-144 (https://история.рф/read/articles/kratkii-kurs-istorii-nash-otviet-konkordu), запечатлев эту дату в истории мировой авиации как день первого в мире полета сверхзвукового транспортного воздушного средства. Это событие произошло на два месяца раньше, чем аналогичный старт британо-французского сверхзвукового лайнера «Конкорд». А 5 июня 1969 года Ту-144 вновь вошел в историю, впервые в мировой транспортной авиации преодолев звуковой барьер. Эти достижения стали триумфом советской авиационной науки и доказали лидирующие позиции СССР в области сверхзвуковых пассажирских перевозок.

«Слишком необычен самолет, у него нет прототипов в военной, а тем более в гражданской авиации. Все вплоть до пневматиков шасси, которые, как правило, выбираются по каталогам готовых изделий, создавалось заново», — говорил Алексей Туполев о Ту-144.

С удивительной настойчивостью и последовательностью Алексею Андреевичу, уже как генеральному конструктору, приходилось отстаивать новые решения и доказывать необходимость эксплуатации Ту-144. Лайнер был проектом беспрецедентной сложности, требовавшим колоссального объема научных и инженерных изысканий. Как утверждает Алексей Амелюшкин, главный энтузиаст сохранения Ту-144 в России, ни один другой авиационный проект не мог сравниться с ним по масштабу.

Роль Алексея Андреевича Туполева в создании Ту-144 невозможно переоценить. Машина стала настоящим технологическим скачком, триумфом отечественной инженерной мысли. Он обладал выдающимся дизайном, а его взлет превращался в зрелище – сотрудники близлежащих предприятий выбегали посмотреть, как машина устремляется в небо. При этом мы создавали его в одиночку – в отличие от "Конкорда", в разработке которого участвовал фактически весь западный мир, не знавший ограничений в технологиях. Нам же приходилось полагаться исключительно на собственные силы. Прошли десятилетия, но мир так и не смог повторить этого достижения. Ту-144, опередил свое время настолько, что даже сейчас он остается чем-то по-настоящему уникальным
Алексей Амелюшкин

До окончания регулярных пассажирских перевозок в мае 1978 года лайнеры Ту-144 совершили 55 коммерческих рейсов, в ходе которых было перевезено 3284 пассажира.

Научно-технические разработки, выполненные в рамках программы Ту-144, создали основу для успешной реализации других проектов ОКБ по созданию сверхзвуковых тяжелых самолетов. Многие инновационные решения в области аэродинамики, компоновочных схем, а также принципы проектирования бортовых систем и агрегатов впоследствии были применены при создании стратегических бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160.

 Во главе легендарного КБ

В первой половине 1970-х годов в ОКБ имени А.Н. Туполева начался процесс обновления руководящего состава. Естественная смена поколений привела к тому, что в 1973 году, вскоре после кончины А.Н. Туполева, Алексей Андреевич Туполев был назначен на должность генерального конструктора.

Когда Андрея Николаевича не стало, на фирме много поднялось разговоров и мнений: кого поставят на место Туполева-старшего. Называлось практически всего три кандидата: Егер Сергей Михайлович, Марков Дмитрий Сергеевич и Туполев Алексей Андреевич. Однако, лично я не волновался. В январе 1973 года у Алексея Андреевича была аудиенция у Леонида Ильича Брежнева. Когда Алексей Андреевич вернулся из Кремля, он по секрету сказал мне, что Леонид Ильич сказал, что верит в сына, как в отца. И сказал: "Езжай и спокойно работай, будешь и ответственным руководителем, и генеральным конструктором"
Из книги «Алексей Туполев» Автор: А.Л. Пухов

Параллельно с работой над серийной версией сверхзвукового лайнера Ту-144 А.А. Туполев активно участвовал в модернизации летных характеристик стратегических бомбардировщиков Ту-22М2 и Ту-22М3, занимался разработкой Ту-95МС (https://история.рф/read/articles/bombardirovshchik-tu-95-strategicheskiy-dolgozhitel), а также курировал ввод в эксплуатацию пассажирского самолета Ту-154Б. За успешное создание модификации Ту-154Б Туполев-младший был удостоен Ленинской премии. Под руководством Алексея Туполева КБ продолжило создавать революционные и прорывные проекты.

Ту-155: прорыв в экологическом авиастроении

В 1970-е годы начались научные работы по конструированию самолета, одна из силовых установок которого работала на криогенном топливе — жидком водороде. В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию такой машины. Базой для экспериментального лайнера стал пассажирский Ту-154.

15 апреля 1988 года машина под названием Ту-155 поднялась в небо. Это событие вошло в историю как первый в мире полет на криогенном топливе.

«Используя свой напор и обаяние, а главное тщательно выверенные доводы и обоснования, он смог убедить руководство и Академии наук, и авиационной промышленности в целесообразности проведения дорогостоящих испытаний самолета-лаборатории на сжиженном водороде. В результате была создана и испытана уникальная система, состоящая из криогенного заправочного комплекса в ЖЛИ и ДБ и летающей лаборатории Ту-155 с двигателями НК-88/89»
отмечает Андрей Пухов, работавший конструктором под руководством Алексея Туполева

Ту-160 «Белый лебедь»

Огромное количество предприятий и организаций авиационной промышленности, а также смежных отраслей участвовали в создании стратегического бомбардировщика Ту-160. Благодаря организаторскому и инженерному таланту Алексея Андреевича, конструкторскому бюро удалось объединить усилия тысяч специалистов для разработки самолета, уникального по своей компоновке, конструкции и примененным технологическим решениям. При этом защита проекта, его успешная презентация, сыграли весьма существенную роль в дальнейшей судьбе летной машины.

Художник Александр Сергеев, трудившийся вместе с А.А. Туполевым на протяжении 30 лет, вспоминает:

Я создавал для него плакаты с изображением и схемами самолетов, предназначавшиеся в основном для выставок и презентаций на самом высоком уровне. Бывало, Алексей Андреевич приходил ко мне в кабинет в самом к конце рабочего дня и говорил, что к утру нужен плакат для показа в министерстве. Что поделать? Приходилось рисовать в срочном порядке

Из воспоминаний генерал-полковника СССР В.В. Решетникова, принимавшего участие в научно-техническом совете, на котором был представлен аванпроект будущего легендарного сверхзвукового «стратега» Ту-160:

Всматриваясь в развешенные на стене плакаты, я с удивлением узнал на них знакомые черты самолета Ту-144. Неужто тот самый? Своими техническими и летными характеристиками он недотягивал до заданных, грешил невысоким уровнем надежности, был неэкономичен и сложен в эксплуатации. <…> Спустя минут пять, а может, десять, я поднялся и, прервав доклад, сообщил, что дальше мы рассматривать предлагаемый проект не намерены, поскольку спроектированный в свое время для нужд «Аэрофлота» пассажирский самолет даже в новом облике не сможет избавиться от присущих свойств, совершенно излишних в боевом варианте, и вместе с тем не сумеет воплотить в себе заданные требования для стратегического бомбардировщика. Алексей Андреевич, видимо, был готов к такому обороту дела. Ни слова не возразив, он повернулся к центральному, самому крупному плакату, взял его за «загривок» и с силой потянул вниз. В полной тишине раздался треск рвущегося ватмана. Затем, оборотясь в мою сторону, извинился и сообщил, что для рассмотрения нового аванпроекта он пригласит нас к себе снова
Из книги В.В. Решетникова «Что было – то было»

По мнению Решетникова, на Алексея Андреевича тогда оказывал давление министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, желавший дать вторую жизнь Ту-144, но уже в военном варианте. И с поставленной задачей по созданию сверхзвукового бомбардировщика КБ, возглавляемое Алексеем Андреевичем, справилось блестяще, представив новый аванпроект, который и стал основой для легендарного «Белого лебедя».

В результате страна увидела самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Ту-160 и по сей день остается непревзойденным образцом инженерной мысли, и вместе с его глубоко модернизированным вариантом Ту-160М является неотъемлемой частью стратегической ядерной триады России.

Мысли о воссоздании легендарной связки

После того как Алексей Андреевич Туполев возглавил КБ, он инициировал проведение целого ряда последовательных научно-исследовательских работ, посвященных созданию перспективного самолета Ту-204. Благодаря совместным усилиям Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и конструкторского бюро появилась возможность воплотить в жизнь тщательно проработанные идеи в рамках проекта Ту-204. Этот самолет проектировался с учетом международных требований, предъявляемых к авиационной технике.

Определение ключевых характеристик самолета Ту-204, которое позволило в дальнейшем разработать целое семейство его модификаций, стало значительным достижением возглавляемого А.А. Туполевым коллектива. Эти самолеты должны были стать самыми распространенными, рентабельными и экологически безопасными гражданскими воздушными судами в стране.

Еще одним важным проектом, инициированным А.А. Туполевым, стал высокоэкономичный самолет Ту-334, который имел значительную степень унификации с Ту-204. Его планировалось запустить в производство практически одновременно с Ту-204, чтобы занять нишу ближнемагистральных перевозок. Разработка Ту-334 стала последним крупным проектом, над которым работал генеральный конструктор А.А. Туполев. Он очень надеялся, что связка Ту-204 и Ту-334 повторит успех дуэта Ту-154 и Ту-134. Этим планам, увы, не суждено было сбыться…

Туполев – руководитель

Люди, знавшие Алексея Андреевича Туполева, отмечают, что он был человеком, способным генерировать нестандартные идеи и принимать нетривиальные решения. Его выделяла также и другая особенность — умение мгновенно определять ценность того или иного предложения и сразу же принимать их в разработку. По словам многих туполевских инженеров, находясь в тени великого отца, Алексей Андреевич постоянно чувствовал, что от него ожидают чего-то особенного, что он не такой как все. Его непрерывно сравнивали, оценивали, примеряли к «золотому стандарту».

Заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник с душевной теплотой вспоминает встречи с Алексеем Туполевым. Сытнику не раз доводилось видеться с Туполевым-младшим на совещаниях и встречах.

Он перенял от отца стиль управления – несколько жестковатый, но, скорее всего, правильный. Он не допускал расхлябанности, каких-либо действий, не предусмотренных регламентом, разработанным им лично как руководителем и конструктором фирмы. Возможно, это и создавало напряжение в команде, но время показывает, что в авиации недопустимы недосказанность, небрежность и невыполненные задачи. Он не позволял никому выдавать личное мнение за истину в последней инстанции или приписывать себе общее достижение, и всегда добивался хороших результатов. Наблюдая со стороны, я испытывал к нему неподдельное восхищение. Я видел в нем человека особой закалки, выдающегося ума. И самое главное – он умел слушать специалистов, понимать тех, кто был рядом с ним. Он не стеснялся пользоваться этим опытом. Поэтому все самолеты, созданные фирмой Туполева, становились, если не лучшими в мире, то одними из лучших. Он ставил задачи и решал их легко и просто. Если возникали разногласия, например, по поводу варианта управления, когда мы, летчики, считали управление слишком резким и непригодным для обычного пилота, и решение затягивалось, он говорил: “Если летчики сказали, значит, так и надо делать”. Он всегда прислушивался к нашему мнению
рассказывает заслуженный пилот России.

Андрей Пухов подчеркивает, что «главным вызовом для Алексея Туполева в авиастроении было то, что он – сын великого Андрея Туполева».

Следовать за таким отцом было непросто. Доказывать самому себе и другим, что ты способен, – это тяжелый повседневный труд. Алексей Андреевич к этому относился легко и просто, и жил как хотел, и все чего он достиг было его неповторимое и свое. И многие были убеждены в том, что это все легко и просто, и падает ему с неба, потому что он сын Великого Туполева и «на детях природа отдыхает…». Но откуда же тогда эти Ту-16, Ту-142, Ту-144, Ту-154М, Ту-155, Ту-160, Ту-204/334?
задается вопросом Андрей Пухов

 Традиции

Жизнь Алексея Туполева оборвалась 12 мая 2001 года, но его наследие продолжает жить и вдохновлять. Сегодня АО «Туполев» продолжает дело двух лидеров отечественного самолетостроения – Андрея Николаевича и Алексея Андреевича Туполевых.

Предприятие бережно хранит традиции отечественной авиационной школы, осуществляя выпуск и обслуживание: Ту-160М — межконтинентальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец, Ту-95МС — турбовинтовой стратегический ракетоносец, Ту-22М3 — дальний ракетоносец-бомбардировщик, Ту-214 — современный пассажирский самолет. Эти машины продолжают нести службу, являясь живым свидетельством непреходящей ценности конструкторских решений, заложенных их создателями.

Справка:

Алексей Андреевич Туполев – выдающийся советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук (1963), профессор (1964), академик АН СССР, академик РАН, автор 51 изобретения РФ и пяти международных патентов, Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Ленинской премии (1980), лауреат Государственной премии СССР (1967), награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета». У руля фирмы он находился 19 лет (с 1973 по 1992 годы).

Автор выражает глубокую признательность директору музея АО «Туполев» А.М. Затучному за уникальные архивные документы и материалы, связанные с биографией А.А. Туполева.

149

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Фильм

Зоя и Вера

Зоя и Вера. Фильм Российского военно-исторического общества

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте