Пять фактов из истории учебного барка «Товарищ»

Как парусник оказался в советском флоте, из чего для него сшили алые паруса и каким тяжелым оказалось его возвращение на родину
Советский флот имел три знаменитых учебных парусника, бороздивших океаны и не раз бравших первые призы в международных регатах: «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ». Первые два и сегодня остаются в строю и готовятся отмечать свои вековые юбилеи. Третий, к сожалению, давно перестал выходить в море и последние годы служит судном-музеем у себя на родине, в Германии. Но прежде чем встать на прикол, «Товарищ» прожил долгую наполненную событиями жизнь, о некоторых фактах из которой и пойдет речь ниже.
Плавучая парта для Кригсмарине
Этот трехмачтовый барк заложили 19 января 1933 года на гамбургской верфи Blohm und Voß под именем Gorch Fock как будущий учебный корабль Кригсмарине. Всего через 100 дней, 3 мая парусник спустили на воду, а в 1934 году барк отправился в свое первое учебное плавание. Имя кораблю дали в память о писателе-маринисте Гансе Кинау, подписывавшем свои книги псевдонимом Горьх Фок. Вплоть до начала Второй мировой войны судно служило в качестве учебного, а потом использовалось в основном в качестве канцелярии и казармы, как и многие другие учебные суда военного флота гитлеровской Германии. И как для многих из них, судьба его была незавидной: 30 апреля 1945 года «Горьх Фок» был подорван и затоплен у места своей последней стоянки – балтийского острова Рюген. К счастью, парусник не ушел под воду полностью, и когда правительство СССР в рамках репараций потребовало передать вместе с другими учебными парусными судами и «Горьх Фок», поднять его и привести в порядок не составило большого труда.
Под красным флагом и алыми парусами
В 1949 году на паруснике подняли советский флаг и повесили судовую рынду с надписью «Товарищ» – один из главных корабельных символов. А в сентябре 1951 года барк прибыл к месту своей новой приписки в порт Херсон и стал учебным судном Херсонского мореходного училища имени Шмидта. За сорок лет своей службы под советским флагом барк прошел свыше 600 000 миль, посетив 102 порта в 87 странах и дав путевку в жизнь пятнадцати тысячам курсантов. Кроме того, в СССР барк «Товарищ» неоднократно снимался в кино, в том числе в знаменитой ленте «Алые паруса». Для того чтобы превратить учебный барк в парусник «Секрет», пришлось сшить паруса из материала, который шел на пионерские галстуки, причем потребовалось около трех тысяч квадратных метров ткани! Кроме того, «Товарищ» снимался в фильмах «Остров сокровищ», «Максимка», «Капитан Немо», «Мятежный «Орион» и «Граф Монте-Кристо».
«Товарищ», сменивший «Товарища»
Трехмачтовый барк «Товарищ» стал вторым учебным парусным судном с таким именем в советском флоте. Первым был четырехмачтовый клипер, построенный в Великобритании в 1892 году и спущенный на воду под именем «Лористон». Во время Первой мировой войны судно поменяло владельца: англичане продали его Российской империи в качестве буксируемой баржи, на которой перевозили железнодорожные рельсы, а потом использовали как угольный лихтер. Только в 1923 году клипер после серьезного ремонта сделали учебным судном: на нем проходили практику курсанты Ленинградского морского техникума. А через пять лет «Товарищ» (первый) перешел на Черное море, где вплоть до начала Великой Отечественной войны служил в том же качестве. Осенью 1941 года судно попало в руки немцев, оккупировавших Мариуполь, и затонуло в 1943 году.
Встреча с наследником
Как и другие советские учебные парусные суда, барк «Товарищ» активно участвовал в международных регатах, не раз получал престижные призы. В частности, в 1974 году он стал победителем Балтийской регаты, приуроченной к 30-летию освобождения Польши от немецко-фашистских захватчиков. «Товарищ» почти на 17 часов опередил в гонке своего ближайшего преследователя – немецкий учебный парусник Gorch Fock-II. Этот барк был построен по тому же проекту, что и его старший тезка, но только в 1958 году. Причем в проект были внесены заметные доработки; в частности, корпус был сделал сварным, а не клепаным, как у «Товарища», что снижало его сопротивление в воде. И тем не менее советский парусник сумел обойти своего «наследника», в очередной раз доказав, что на парусниках очень многое зависит от тех, кто управляется с рулем и парусами.
Возвращение на родину
В 1991 году при разделе имущества СССР учебный парусник «Товарищ» сменил советский флаг на украинский и попал на баланс Министерства образования новой независимой республики. По очевидным причинам очень скоро судно, требующее постоянного ухода и поддержания в ходовом состоянии, начало приходить в упадок, поскольку средства на его обслуживание перестали выделяться. Например, деньги на то, чтобы заменить вышедший из строя главный дизель, были собраны в Германии по подписке. В 1995 году «Товарищ» дошел до верфи в английском Ньюкасле, где обследование показало, что его состояние стало катастрофическим и требует долгого дорогостоящего ремонта. Денег на него Украина в очередной раз найти не смогла. В итоге в 2003 году парусник был выкуплен у нее и в плавучем доке доставлен в порт своей первой приписки – Штральзунд, где ему вернули прежнее имя Gorch Fock и превратили в корабль-музей.
Новое
Видео
31 марта 1814 год Взятие Парижа
31 марта 1814 года русские войска во главе с Александром I триумфально вступили в Париж. Это стало окончанием всего периода наполеоновских войн. Когда его столица перешла в руки русских, Наполеон отрёкся от трона
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Вопросы и ответы из истории XVIII века
Вопросы и ответы из истории XVIII века