Опальные царицы. За что русские правители отправляли своих жен в монастырь?

Царский брак на Руси считался вопросом государственной важности. Основной задачей супругов было продолжение рода, дабы династия не пресеклась. Правителям редко доводилось жениться по любви, однако и разводы происходили только в исключительных случаях, поскольку порицались русской церковью. Расторгнуть брак со своими избранницами в российской истории осмелились три царя – Василий III, Иван Грозный и Петр I.
Тайна смиренной княгини
В 1490 году в семье воеводы Юрия Сабурова на свет появилась девочка, которую назвали Соломонией. Когда ей исполнилось 15 лет, при великокняжеском дворе был организован первый в российской истории смотр невест. В это время московским князем был Василий III. Он выбирал себе супругу по примеру того, как делали это императоры на родине его покойной матери Софьи Палеолог, – в Византии. Со всего государства велено было привезти на смотрины пятьсот девушек. Сначала с сотнями возможных невест знакомились представители Боярской Думы. Отобрав из общего числа два десятка наиболее подходящих претенденток, они показывали их государю. Соломония Сабурова уступала в происхождении другим девушкам, зато смогла очаровать князя ослепительной красотой. В 1505 году Василий III преподнес ей расшитый богатыми узорами платок и кольцо, а затем пару обвенчали.
За двадцать лет брака у Василия III и Соломонии Сабуровой так и не родился наследник. Злые языки ополчились против Соломонии, обвинив ее в бесплодии. Правитель опасался пресечения династии и решился на невиданный ранее шаг – развестись, а затем жениться на другой. Против опрометчивого решения великого князя выступили его братья, многие бояре и церковные деятели. Однако Василий III был непреклонен: он вынудил Боярскую Думу занять его сторону, а всех недовольных сослал подальше от двора. Патриарх Иерусалимский предостерегал государя: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают…». И все же Василий Иванович настоял на своем. Его новой избранницей стала Елена Глинская, подарившая великому князю сына – будущего Ивана Грозного.
Соломония Сабурова после расторжения брака была пострижена в монахини Богородице-Рождественской обители Москвы под именем София. Затем она отправилась в Суздальский Покровский монастырь. Ее пребывание там окутано тайнами и легендами. Сразу после развода поползли слухи, что Соломония Сабурова все-таки ждала ребенка. Поговаривали, что уже в обители она родила сына, но, переживая за его безопасность, передала на воспитание в другую семью. Как сложилась судьба несостоявшегося Рюриковича, узнать невозможно. В 1935 году по просьбе советского искусствоведа Алексея Варганова над неизвестной могилой в усыпальнице Покровского собора Суздаля сняли плиту и обнаружили маленький гроб с куклой, одетой в шелковую рубашку. Возможно, Соломония инсценировала гибель ребенка, чтобы обезопасить его в будущем. Если допустить, что эта история правдива, то монахиня и правда спасла жизнь сыну – едва ли Иван Грозный обрадовался бы наличию такого конкурента.
Семейная драма Грозного царя
Иван IV отчасти повторил судьбу своего отца. Правда, в монастырь он отправил не одну, а три жены. Царь вступал в брак семь раз, но не с каждой избранницей был счастлив. Считается, что любил он только первую жену – Анастасию Захарьину-Юрьеву. Она благоприятно влияла на царя, смягчала его нрав и предостерегала от вспышек гнева. Спустя тринадцать лет брака Анастасия скончалась при загадочных обстоятельствах. Иван Грозный тяжело переживал утрату и был уверен, что супругу отравили.
Четвертая жена Ивана Васильевича, Анна Колтовская, в чем-то походила на Анастасию: обладая мягким и спокойным нравом, она отвлекала царя от расправ над неугодными боярами и даже способствовала отмене опричнины. Месяцы, когда она «стояла у руля» их совместной жизни, называли «бабьим царством». Увы, безмятежная атмосфера, которую Анна пыталась создать при дворе, продлилась недолго. Через четыре месяца молодая жена чем-то прогневила государя и он, недолго думая, сослал ее в монастырь. Анна Колтовская пережила Ивана Грозного на 40 лет, застала пресечение династии Рюриковичей, трудные годы Смуты и воцарение Романовых. А вот пятая жена Ивана IV еще меньше продержалась в статусе царицы. Анна Васильчикова с самого начала походила скорее на монахиню, чем на государеву жену. Она ужасно боялась сглаза, нигде не появлялась одна и упорно не желала выходить «в свет». Спустя три месяца царь отказался жить вместе с женой, а через год приказал постричь ее в инокини Горицкого Воскресенского монастыря.
В 1580 году Иван Грозный женился в последний раз – на Марии Нагой. Этот брак не был признан церковью. Свадьбу отпраздновали «узким кругом», с приближенными и придворными. Мария Нагая подарила царю сына, который вошел в историю как Дмитрий Угличский. В 1591 году десятилетний мальчик погиб вследствие несчастного случая: комиссия во главе с князем Василием Шуйским заключила, что последний сын Ивана Грозного случайно напоролся на нож во время игры, когда с ним случился эпилептический припадок. Вскоре родится и другая версия трагических событий: смерть Дмитрия была выгодна Борису Годунову, мечтавшему основать собственную династию, и подозрения пали на него. Что касается Марии Нагой, то, ослепленная горем, она объявила виноватыми няньку царевича и еще нескольких человек, «недосмотревших» за мальчиком. Их насмерть забьет разъяренная толпа. За убийство невиновных Марию Нагую постригли в монахини под именем Марфа. Во время Смуты она «узнает» сына в Лжедмитрии I, а после смерти самозванца откажется от своих слов.
Заговор, которого не было
В 1689 году будущий российский император Петр I женился на Евдокии Лопухиной. Невесту для шестнадцатилетнего царя выбирала мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. В надежде на то, что неугомонный сын образумится, перестанет все время посвящать военным потехам и кутежам в Немецкой слободе, она нашла для него девушку постарше. Евдокии шел двадцатый год, она была чинной и рассудительной. Петр I не возражал против брака – точнее, ему было все равно, и происходящее он воспринимал как политическую необходимость. Отношения между супругами складывались неплохо: Евдокия родила сына Алексея, и вопрос о продолжателе династии был, казалось, решен.
Со временем царь стал тяготиться браком. В 1694 году он перестал общаться с женой и не отвечал на ее письма. Пока Евдокия Лопухина все время проводила в Москве, Петр Великий был увлечен военными походами и планами масштабных преобразований. Разладом в царской чете воспользовалось московское боярство. Недовольные реформами государя потянулись к Евдокии и ее братьям. Находясь с Великим посольством в Европе, Петр I отправил поручение уговорить жену добровольно постричься в монахини. Она отказалась. Тогда царь наскоро сформулировал обвинение: «За некоторые ее противности и подозрения». Под конвоем Евдокию Лопухину отвезли в Суздальский Покровский монастырь, однако, вопреки ожиданиям Петра I, там она встретила куда больше сочувствия, чем осуждения. В Суздале ее жалели и оберегали, понимая, что Евдокия оказалась жертвой несправедливого отношения государя. Ее брат Абрам после возвращения из-за границы стал видным политическим деятелем, которого, по словам современников, «слушали больше, чем царя». Московские бояре допускали, что во время одной из баталий Северной войны Петр Великий погибнет, и тогда престол займет Алексей Петрович, а поддержку ему окажут мать и дядя.
В Покровском монастыре Евдокия тем временем жила как дорогая гостья. Она вновь оделась в мирское платье, потребовала привезти поваров, служанок и даже шута. Во время праздников бояре привозили царице подарки и клялись в верности. Неясно, как долго продолжалась бы беззаботная жизнь Евдокии Лопухиной, если бы не конфликт царевича Алексея с Петром I. После того как Алексей Петрович бежал за границу, ее стали подозревать в сговоре с ним, хотя никаких улик не обнаружили. По приказу царя Евдокию били кнутом и отправили в куда более строгий монастырь и под неусыпный надзор. В положении государственной преступницы она прожила до 1727 года – когда после смерти Петра I и его второй жены Екатерины на престол, наконец, вступил Петр II. Юный правитель приходился Евдокии Лопухиной внуком. Монахиня решилась написать ему письмо, и вскоре Петр II не только освободил бабушку, но и поселил ее в особых палатах Новодевичьего монастыря с ежегодным содержанием на сумму 60 тысяч рублей в год. Более того, молодой император издал указ о восстановлении ее чести и достоинства. Евдокия Лопухина пережила своего благодетеля на несколько месяцев – и скончалась в 1731 году.
Новое
Видео
Прорыв имени Брусилова (видеоблог Петра Романова)
Прорыв имени Брусилова (видеоблог Петра Романова)
Что такое геральдика?
Лекция А.П. Черных, к.и.н., руководителя Центра гербоведческих исследований Института всеобщей истории Российской академии наук.
Женщины и дети герои времен Великой Отечественной войны (Лекция Михаила Мягкова)
Женщины и дети герои времен Великой Отечественной войны (Лекция Михаила Мягкова)