Михаил Калатозов. Путешествие в мире кино

Он предлагал построить в Крыму «советский Голливуд», завоевал высшую награду Каннского кинофестиваля за фильм «Летят журавли» и вдохновил своими лентами целое поколение европейских кинематографистов «новой волны».
Тбилиси – Москва – Лос-Анджелес
28 декабря 1903 года родился советский режиссер Михаил Константинович Калатозов. Он происходил из древнего княжеского рода Амиреджеби. Один дядя будущего режиссера был генералом императорской армии, а другой основал университет в Тбилиси. Настоящая фамилия Михаила Константиновича – Калатозишвили – впоследствии была переделана на русский манер. Дом родителей Михаила Калатозова в Тбилиси постоянно посещали интересные гости: писатели, ученые, деятели искусства. С 1917 года Михаил Константинович начинает работать – ему тогда было всего четырнадцать лет. Сменив несколько профессий, он понял, что тяготеет к творчеству и во что бы то ни стало свяжет свою жизнь с кино. В 1923 году Калатозов становится сотрудником Тбилисской киностудии, где прошел все ступени сложной карьерной лестницы кинематографиста. За два года работы он побывал монтажером, ассистентом оператора, оператором, актером и, наконец, режиссером. В 1930 году Михаил Калатозов снял свою первую самостоятельную картину – документальный фильм «Соль Сванетии» о грузинской общине, издревле проживавшей на северо-западе региона. О преданности молодого режиссера своему делу ходили легенды. Одна из них гласит, что ради съемок «Соли Сванетии» Калатозов взял камеру, пленку и целый год прожил в горах, собирая материал. По возвращении в Тбилиси он привез фильм, от которого, по словам режиссера Сергея Соловьева (в будущем – создателя «Ассы») «содрогнулся весь кинематографический мир». Спустя шесть лет Михаил Константинович был назначен директором Тбилисской киностудии, приобретал новую технику и занимался модернизацией всех производственных процессов. В 1940-х годах ему доведется работать на крупнейших студиях СССР – Ленфильме и Мосфильме, а также быть заместителем министра кинематографии.
От документального кино Калатозов стремительно перешел к игровому. В 1941 году ошеломительный успех имела картина «Валерий Чкалов», посвященная биографии прославленного советского летчика. Актер Владимир Белокуров, исполнявший главную роль, на протяжении нескольких лет оставался главным персонажем отечественного кино. В 1943-1945 годах Михаил Константинович находился в США как уполномоченный представитель советского Кинокомитета. В Голливуде его приветствовали как состоявшегося мастера – «Соль Сванетии» была известна и за океаном. Калатозов водил дружбу с актерами Чарли Чаплином и Жаном Габеном. По возвращении на родину режиссер, вдохновленный увиденным, предлагал построить «свой Голливуд» в Крыму. К сожалению, смелая идея не получила дальнейшего развития. Калатозов тем временем продолжает снимать картины на самые разные темы: от «Непобедимых», посвященных блокаде Ленинграда, до «Верных друзей» – светлой комедии, действия которой разворачиваются в годы «оттепели». Особенно понравились зрителям песни из «Верных друзей». На фирме «Мелодия» с ними выпустили отдельную пластинку, что в те годы случалось очень редко. Фильм получил премию Международного фестиваля в Карловых Варах и заслуженно занял свое место среди классики советского кино.
Канны – Куба – Земля Франца-Иосифа
Судьбоносной лентой в карьере Михаила Калатозова, подарившей ему мировую известность, стал фильм «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые» Виктора Розова. Поначалу окружение режиссера скептически отнеслось к его замыслу. Многие сомневались, получится ли спустя четырнадцать лет после написания пьесы передать настроение и чувства героев, ведь разница между 1943-м и 1957-м годами – колоссальная. Вопросы вызывала и актриса, утвержденная Калатозовым на главную роль. Татьяна Самойлова тогда была студенткой театрального училища, и до фильма «Летят журавли» она снялась лишь в картине «Мексиканец» Владимира Каплуновского. Однако результат съемок превзошел все ожидания. Фильм «Летят журавли» оказался новаторским по своей форме: война в нем показывалась не как всенародное горе, а как трагедия отдельных людей – вчерашних школьников, у которых впереди могла быть долгая, наполненная множеством радостных мгновений жизнь. Картина Михаила Калатозова вне всяких сомнений является одним из самых сильных кинопроизведений о Великой Отечественной войне и искалеченных этим страшным событием судьбах людей. В 1958 году «Летят журавли» удостоился главного приза Каннского фестиваля – «Золотой пальмовой ветви», а Татьяну Самойлову назвали «самой скромной и очаровательной актрисой». Согласно одной из версий, картина была замечена европейскими кинокритиками по счастливой случайности. В Москву приезжал французский оператор и режиссер Клод Лелуш – автор документальной короткометражки об СССР «Когда поднимается занавес». Считается, что, попав на Мосфильм, он поработал ассистентом режиссера на съемках картины Калатозова и был поражен съемками сцены, в которой герои фильма «Летят журавли» бегут по лестнице. Вернувшись в Париж, Лелуш принялся звонить директору Каннского фестиваля и увлеченно рассказывать тому о новом советском фильме. «Именно от него директор Каннского фестиваля впервые услышал название «Летят журавли». А потом сам приехал в Москву и посмотрел картину. Так она попала на Каннский фестиваль и получила Золотую пальмовую ветвь», – вспоминал внук Михаила Константиновича. Так Михаил Калатозов стал первым (и единственным) советским лауреатом Каннского фестиваля, а Клод Лелуш окончательно определился с профессией, перестал заниматься операторской работой и посвятил себя режиссуре. Его фильм «Мужчина и женщина» является ярким примером творчества режиссеров «новой волны». Большим поклонником Михаила Калатозова являлся и американский режиссер Френсис Форд Коппола («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня» и др.). Фильмы «Летят журавли» и «Соль Сванетии» были его любимыми.
После съемок фильма «Летят журавли» все последующие картины Михаил Калатозов создавал в тандеме с талантливым оператором Сергеем Урусевским. В 1964 году они отправляются в Гавану, чтобы создать картину о революционной борьбе кубинцев. Фильм «Я – Куба» получился двухсерийным и состоял из четырех новелл. Сценарий Калатозов написал совместно с поэтом Евгением Евтушенко. Все актеры были кубинцами: на этот шаг режиссер пошел сознательно, чтобы усилить ощущение подлинности происходящего. Герои представляют разные слои населения Острова Свободы – здесь и бедные земледельцы, у которых забирают последний урожай, и студенты, ратующие за справедливость, но обреченные видеть, как их высокие идеалы разбиваются о суровую реальность. Новеллы не связаны общим сюжетом, однако несут в себе один посыл: чтобы обрести независимость и не страдать от унижений, нужно проявить решительность и быть готовым на жертвы. Обстановка в фильме нагнетается от истории к истории и достигает апогея в последней новелле: кубинский крестьянин, полагавший, что борьба за свободу – не его дело, теряет сына из-за американских бомбардировок и присоединяется к партизанам.
Последняя работа Михаила Калатозова – фильм «Красная палатка», снятый в 1969 году совместно с итальянцами и англичанами. Сюжет картины строится вокруг итогов итальянской экспедиции на Северный полюс под командованием генерала Умберто Нобиле. Дирижабль «Италия» потерпел крушение и ждал помощи, выжившие девять человек укрывались в красной палатке, установленной в ледяной пустыне. Спасти экипаж удалось советскому ледоколу «Красин». Для съемок фильма пришлось отправиться на далекую Землю Франца-Иосифа. Помимо Калатозова, к созданию картины приложил руку знаменитый итальянский композитор Эннио Морриконе, а главные роли исполняли звезды мировой величины: «первый Джеймс Бонд» Шон Коннери, Питер Финч и Клаудиа Кардинале. Режиссеру удалось талантливо передать борьбу человека со стихией и затронуть вечные вопросы дружбы, соперничества и любви. Через четыре года после завершения съемок Михаил Константинович Калатозов ушел из жизни в возрасте шестидесяти девяти лет. Режиссер оставил богатое творческое наследие – более двадцати документальных и художественных фильмов. Картины Калатозова по сей день остаются примером высшего кинематографического мастерства: современные режиссеры в России и за рубежом показывают их своим ученикам.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.