Малый, но первый. История танка Т-18

Как за счет одной-единственной бронированной машины СССР вошел в число ведущих танковых держав мира.
Самым знаменитым советским танком заслуженно стал легендарный Т-34. Самым современным, обладающим уникальными возможностями и необычной конструкцией – Т-14 «Армата». За пределами нашей страны не одно государство по сей день пользуется такими легендами отечественного танкостроения, как Т-55 и Т-64. Все эти машины, как и множество других, более или менее знаменитых и распространенных, восходят к одному и тому же «дедушке советской танковой промышленности» – первому крупносерийному танку Т-18, он же МС-1, то есть малый танк сопровождения, первый. Принятый на вооружение в далеком 1927 году, он был выпущен уникальным для своего времени тиражом – 961 экземпляр!
Советский танк с французским акцентом
Даже сегодня, глядя на МС-1, любой человек, более-менее знакомый с историей мирового танкостроения, без сомнения укажет на машину, ставшую исходным прототипом для первого советского крупносерийного танка. Действительно, в нем легко угадываются черты знаменитого французского Renault FT-17 – лучшего, по всеобщему мнению, легкого танка Первой мировой войны и машины, на многие годы вперед определившей типичную схему компоновки танка. На родство французской и советской машин прямо намекают и характерный силуэт, и башня с грибовидной командирской башенкой, и легко узнаваемый «нос» с широко раскрывающимся входом для механика-водителя.
Чуть более пристальный взгляд найдет уже специфические различия. Советская машина явно короче и ниже французской, да и вооружена лучше – пушка и пулемет, тогда как на FT-17 стояло либо одно, либо другое. Иначе выглядит и ходовая часть, которая выглядит заметно более легкой и простой в обслуживании. А если повезет и удастся увидеть оба танка одновременно на ходу, то станет понятно, что Т-18 еще и явно более скоростной.
Все это легко объясняется: советская машина, хотя и является прямым наследником французской, все-таки на десять лет ее младше. И эти десять лет не прошли даром. Советские военные успели накопить пусть не слишком большой, но опыт применения танков в реальных боевых условиях маневренных войн периода Гражданской войны в России. Сформулированные ими требования и определили разницу между FT-17 и МС-1, который стал символом первых настоящих танковых частей Красной армии и настоящей учебной партой для советских танкистов предвоенного периода.
Быстрее, легче, сильнее
Между FT-17 и Т-18 было бы справедливо поставить посредника – танк, который назывался «Рено Русский». Эту машину выпустили крошечной по современным меркам серией: всего 15 экземпляров, причем каждый из них имел собственное имя. Но именно на постройке этих танков, представлявших собой почти точную копию французских, советские танкостроители получили первый реальный опыт разработки и запуска производства бронированных гусеничных машин.
Для начала 1920-х, когда был закончен выпуск пятнадцати «Рено Русских», этот танк представлял собой весьма внушительную машину. Однако уже тогда стало понятно, что ему требуется скорость повыше: неполных восьми километров в час было уже явно недостаточно для того, чтобы соответствовать требованиям маневренной войны. А среди них было и такое неожиданное, как возможность перевозить танки на грузовиках. Объясняется это очень просто: низкая собственная скорость и очень небольшой запас хода не позволяли «Рено Русским», как и их французским прародителям, совершать достаточно далекие марш-броски. Танки того периода нередко перевозили на грузовиках, но частенько семитонные машины были для них неподъемными.
Именно это обстоятельство и привело к тому, что в конце 1924 года армия определилась с одним из важнейших требований к будущему танку. Он должен был весить не больше трех тонн – и это при том, что «одевать» его военные хотели в броню толщиной 16 мм! Кроме того, новому танку надлежало вооружиться 37-миллиметровой пушкой или пулеметом (а потом решено было, что ему нужно и то и другое) и развивать скорость до 12 км/ч. В итоге предварительная масса будущего МС-1 за время проектирования выросла на две тонны, но все равно осталась меньше, чем у FT-17.
Рождение Т-18
Сэкономить на массе без потери боевых возможностей танка можно было только за счет уменьшения его размеров и облегчения ходовой части (кстати, позднее этот прием советские танкостроители с успехом применяли еще не раз). Но взять и просто уменьшить габариты будущего МС-1 было невозможно: в его французском прототипе экипажу и так было не слишком просторно. И тогда было найдено потрясающе простое и в то же время эффективное решение. Вместо того чтобы размещать двигатель в моторном отсеке вдоль продольной оси, как это было сделано на «Рено Русском», конструкторы развернули его поперек! И сделали они это одними из первых в мире.
В результате танк стал почти на метр короче, но зато чуть шире: экипажу решили обеспечить более удобные условия. Кроме того, за счет расширения подбашенной коробки в ней разместили топливные баки большего объема, и в результате дальность хода машины составила 100 км – втрое больше, чем у прародителя. Плюс за счет увеличения внутреннего объема вырос и боезапас для вооружения нового танка – теперь были и пушка, и пулемет, как и требовали военные.
Конечно, глядя из сегодняшнего дня на экспериментальный образец танка, который во время испытаний носил индекс Т-16, можно заметить множество странностей. Например, экипаж его состоял всего из двух человек – механика-водителя и командира машины. Фактически тому пришлось взять на себя функции трех человек: и командовать танком, и заряжать орудие, и наводить его на цель. Да и стрелять будущий МС-1 мог реально только с длительной остановки. 37-миллиметровая пушка «Гочкис», которой его вооружили, наводилась на цель вручную за счет плечевого упора – фактически как винтовка очень большого калибра. Причем так командир танка осуществлял только вертикальную наводку, а в горизонтальной плоскости орудие наводилось за счет поворота башни.
Тем не менее, это был уже полноценно вооруженный танк сопровождения пехоты – то, что чуть позже в СССР станут называть легким танком. Он довольно уверенно преодолевал склоны вверх и вниз, развивал скорость до 15 км/ч и перебирался через окопы, в чем ему помогал унаследованный от французского предка характерный «хвост». И по результатам испытаний 6 июля 1927 года танк, получивший индекс Т-18, или МС-1, приняли на вооружение РККА.
Как это обычно и бывает, как только новый танк запустили в серийное производство, его создателям тут же пришлось начинать модифицировать свое детище. Какие-то проблемы всплывали в ходе сборки машин, на какие-то обращали внимание военные, а какие-то и вовсе становились неожиданными для всех и выявлялись только на учениях в обстановке, максимально приближенной к боевой. Поэтому в итоге под индексом Т-18 понимают три поколения машины: образца 1927-го, 1929-го и 1930-го годов.
От КВЖД до Великой Отечественной
Танки разных производственных серий отличались между собой довольно заметно, хотя, конечно, общая конструкция и внешний облик выдавали в них один и тот же танк. Тем не менее по своим боевым возможностям более поздние танки немного превосходили предшественников. В частности, первоначально устанавливавшийся на МС-1 пулемет оружейника Владимира Федорова калибра 6,5 мм заменили на пулемет ДТ (то есть Дегтярева, танковый) калибра 7,62 мм, и это оружие стало традиционным для советских танков предвоенного и военного периодов. Были и другие отличия, вроде кормовой ниши башни у танков третьей производственной серии (планировалось размещать там радиостанцию), регулярно обновлявшихся конструкций передних несущих колес (ленивцев) или изменения количества поддерживающих катков.
Если считать все экземпляры МС-1, в том числе и два опытных, которые носили индекс Т-16, то в общей сложности машину выпустили невероятным для того времени числом в 961 экземпляр! Это был удивительный результат не только для Советского Союза, который еще только-только приступал к индустриализации и воссозданию собственной тяжелой промышленности и машиностроения. Такими сериями в то время танки не строились ни в одной стране мира! В итоге наша страна, которая за время Первой мировой войны не смогла создать собственных серийных танков, а потом и вовсе лишилась практически всей производственной базы, в течение четырех лет вошла в число ведущих танковых держав мира. Вошла, чтобы остаться среди них навсегда.
На долю Т-18 выпала всего одна возможность принять участие в боевых действиях в качестве основного армейского танка. В ноябре 1929 года девять МС-1 из состава Особой Краснознаменной Дальневосточной армии участвовали в боях на Китайско-Восточной железной дороге. Надо сказать, их появление и боевые возможности настолько впечатлили противостоявших красноармейцам бойцов китайской армии Чжан Сюэляна, что те очень быстро прекратили сопротивление.
Но для советских военных этот опыт применения МС-1 был, скорее, поводом задуматься. Скорость в 15 км/ч, которой обладали Т-18, уже казалась недостаточной, как и небольшой калибр пушки, снаряды которой не могли эффективно разрушать укрепления противника. В итоге в остальных знаменитых вооруженных конфликтах предвоенного периода – боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, в Зимней войне 1939-40 годов –участвовали уже более современные Т-26 и танки серии БТ. А первенец отечественного крупносерийного танкостроения МС-1 играл роль учебной машины в танковых школах и школах Осоавиахима.
Потом и это место стали отдавать его «младшим братьям», и Т-18 начали переделывать в подвижные, а чаще неподвижные огневые точки. При этом закопанным в землю танкам зачастую меняли вооружение на более мощную 45-миллиметровую пушку, служившую в то время основным танковым орудием в РККА. Именно в этом качестве подавляющее большинство Т-18 и встретило Великую Отечественную войну, хотя отдельные экземпляры воевали летом 1941 года и как обычные танки. Но это было их последним боевым применением.
Новое
Видео
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Внутренняя жизнь России во второй половине царствования Ивана Грозного
В лекции рассматривается вторая половина царствования Ивана IV, когда он превращается в Ивана Грозного, а характер царской власти приобретает черты деспотии. В лекции представлена политика государственного террора в период Опричнины (1565-1572 гг.) Осмысляются ее причины, подводятся ее негативные итоги для развития российского хозяйства, общества, политической системы, нравственной атмосферы в стране. Проанализирована внешняя политика России в 1560-1584 гг. В частности, рассмотрен завершающий период Ливонской войны, не принесшей России победы. Показано начало покорения Сибири, поход дружины Ермака. Анализируется внутренняя жизнь России в 1572-1584 гг., в том числе причины роста закрепостительных тенденций. Приводится рассказ о последнем дне жизни Грозного царя, итогах его царствования для внутреннего состояния России.