Как в России пытались ограничить самодержавие и что из этого вышло

Разобравшись в предыдущих статьях с общим содержанием Историко-культурного стандарта (ИКС) и трудными вопросами № 1, 2, 3 и 4, связанными с призванием варягов, формированием древнерусской народности, историческим выбором Александра Невского и реформами Ивана Грозного, перейдём к следующей проблеме отечественной истории.
Как и было задумано, мы попытаемся:
– во-первых, кратко объяснить содержание каждого из «трудных вопросов», опираясь на научно-сертифицированное его толкование в современной историографии и здравый смысл учителя и преподавателя с более чем 20-летним стажем;
– во-вторых, проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.
***
Начнём с научной сертификации. Трудный вопрос № 5 сформулирован в ИКС так: «Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток».
Таких попыток, с точки зрения современной науки, было три – две в Смуту и одна в так называемую эпоху дворцовых переворотов.
Попытка №1: Василий Шуйский
19 мая 1606 г. после убийства Лжедмитрия I москвичи избрали русским царём одного из самых знатных людей России, боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Вступая на престол, он обязался (целовав на том крест) никого не репрессировать по собственному произволу и не подвергать репрессиям родственников осуждённого. Карать за тяжкие преступления царь должен был вместе с Боярской думой. Эти обязательства были изложены в крестоцеловальной (подкрестной) записи Василия Шуйского.
Фактически это было именно ограничение монаршей власти законом – и притом оформленное юридически, скреплённое присягой на кресте и Евангелии. Другое дело, что ограничение касалось, по существу, только одного вопроса – репрессий аристократии. В этом нет ничего удивительного, так как Василий Шуйский был прежде всего ставленником бояр, а бояре при Иване IV и Борисе Годунове достаточно натерпелись от царского произвола.
«Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского утратила силу с потерей этим царём власти в июле 1610 года. Да и вообще эта попытка ограничения монаршей власти была слишком откровенно выгодной только боярам, чтобы иметь какое-то продолжение после Смуты.
Попытка №2: королевич Владислав
Второй попыткой стали два договора 1610 года об условиях признания русским царем польского королевича Владислава – русской делегации с королём Речи Посполитой Сигизмундом III от 4 февраля и русских бояр с коронным гетманом Станиславом Жолкевским от 17 августа (в главном повторявшем договор от 4 февраля). Помимо соблюдения гарантий личной безопасности подданных царь «Владислав Жигимонтович» должен был делить власть с Земским собором (т.е. парламентом) и Боярской думой (верхней палатой парламента). Собор имел бы право законодательной инициативы и изменения основных законов (которыми тогда считались те, что регламентировали судопроизводство). Боярская дума также должна была делить с царём законодательную и высшую судебную власть; без согласия думы царь не мог менять налоговое законодательство и решать вопросы обеспечения служилых людей по отечеству землей.
Это уже было похоже на конституцию. Однако непризнание огромным большинством русских власти Владислава – являвшейся первым шагом к превращению России в часть Речи Посполитой – не позволило реализоваться этому проекту.
Попытка №3: Анна Иоанновна
Третья попытка была предпринята в январе 1730 года, когда внезапно скончался 14-летний император Пётр II. Он не успел назвать своего преемника (как того требовал принятый в 1722-м закон о престолонаследии) – и вопрос о новом монархе пришлось решать высшим сановникам. Таковыми были тогда члены созданного в 1726 году высшего органа власти – Верховного тайного совета. Из восьми «верховников» шестеро принадлежали к сливкам русской аристократии – к княжеским фамилиям Долгоруких и Голицыных.
Умный и начитанный князь Дмитрий Михайлович Голицын – «чтобы воли себе прибавить» – предложил сделать императрицей племянницу Петра I, вдовствующую герцогиню курляндскую Анну Иоанновну, но на определённых условиях («кондициях»). Согласно этим «кондициям», Анна не имела бы права объявлять войну и заключать мир, формировать государственный бюджет, вводить новые налоги, производить в чины выше полковничьего и ему равных – и даже назначать себе преемника. Всё это должно было стать прерогативой Верховного тайного совета (т.е. прежде всего Долгоруких и Голицыных).
Фактически при формальном сохранении монархии в России должна была установиться олигархия – власть немногих.
Однако о планах «верховников» узнали довольно значительные массы дворянства, съехавшиеся тогда в Москву (где готовилась свадьба Петра II). Многие из дворян были не против ограничения самодержавия, но – большим числом выборных от всего дворянства, а не четырьмя Долгорукими и двумя Голицыными.
Д.М. Голицын пошёл было на уступки, включив в свой проект создание органов управления, комплектуемых на выборной основе дворянами. Однако неприятие олигархических планов «верховников» осталось таким, что побудило высшую бюрократию и дворянство попросить 25 февраля 1730 года прибывшую в Москву Анну Иоанновну править самодержавно (хотя и рассмотреть проекты превращения всех высших органов и должностей в государстве в выборные и замещаемые только дворянами). Анна охотно «изволила разодрать» кондиции и воцарилась как самодержавная монархиня.
Фактически попытка ограничения власти монарха, предпринятая в 1730 году, провалилась из-за неспособности сторонников различных проектов такого ограничения выработать общий проект и действовать согласованно. В свою очередь, договориться им мешали откровенно непопулярные, олигархические устремления инициаторов попытки.
***
Таким образом, ни в Смутное время, ни в эпоху дворцовых переворотов до реального ограничения самодержавной власти так и не дошло. Русское общество и особенно его верхи не проявили большого интереса к подобным проектам и желания реально осуществлять их. Вопрос был отложен надолго, вплоть до первых десятилетий ХХ века.
Литература
Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. III. М., 1988; Ч. IV. М., 1989.
Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. М., 2002.
Обложка: Императорские символы власти: Корона, Держава и Cкипетр.
Источник: https://uznayvse.ru
Читайте также:
Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 5: дворцовые перевороты и закономерность самодержавия
Иван Зацарин. Как папа выбрал Гитлера. К 85-летию «несовместимости христианства и социализма»
Фёдор Гайда. Идеология реформ Столыпина: что и почему он пытался сделать
Иван Зацарин. Урок государственности. К 82-летию возвращения родной истории в школы
Иван Зацарин. Почему они больше не с нами. К 61-летию Варшавского договора
Михаил Борисёнок. Петербургский дневник Мольтке-старшего: прусский военный гений о силе и будущем России в 1856 году
Иван Зацарин. Как делают настоящих русских творцов. К 187-летию поездки Пушкина на Кавказ
Борис Юлин, Дмитрий Пучков. Закономерности истории: о развале СССР и национальной идее
Иван Зацарин. Из кого и зачем делают евромайданы. К 90-летию переворота в Польше
Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны, часть 5: «великое отступление» 1915-го, и чем оно отличается от 1941-го
Андрей Смирнов. Реформы и просчёты Ивана Грозного: что о них пишут в школьных учебниках
Андрей Сорокин. Связанные одной лентой. Новая жизнь Дня Победы и современный национальный символ
Владимир Мединский. Зачем миру нужны русские победы. О концерте Мариинки в Пальмире
Виктор Мараховский. Защитники бесконечности. Ретро-рецензия на х/ф «Офицеры»
Новое
Видео
Подвиг советского воина в русской литературе.
Подвиг советского воина в русской литературе.
2 февраля 1943 год Победа в Сталинградской битве
2 февраля 1943 года – День воинской славы России. Красная Армия завершила разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Грандиозное сражение продолжалось 200 дней и ночей
11 ноября 1480 год Стояние на Угре́
11 ноября 1480 года завершилось «Стояние на Угре». Без боя Русское государство окончательно обрело независимость