Исхак Ахмеров. Он спровоцировал Перл-Харбор

7 апреля 1901 года родился один из самых эффективных советских разведчиков, руководивших в Америке резидентурой НКВД
В открытом списке выдающихся советских разведчиков имя Исхака Ахмерова стало встречаться лишь недавно. По меткому выражению одного из ветеранов спецслужб, успешный разведчик зачастую остается безвестным всю свою карьеру, а то и многие годы после. А полковника Исхакова в отечественной разведке официально считают наиболее успешным резидентом времен Второй мировой войны.
Страсть к учебе
Своего отца родившийся 7 апреля 1901 года Исхак Ахмеров не запомнил: тот умер, когда мальчику еще не исполнилось и года. Сразу после этого мать увезла его из родного городка Троицк Оренбургской губернии (теперь — Челябинской области) под Казань, к деду-скорняку, на чьи скромные доходы в основном и жила семья. Так что после того, как умер и дед, двенадцатилетнему Исхаку пришлось самому идти работать. За следующие шесть лет подростку довелось побывать и батраком, и мальчиком на побегушках, и курьером, и учеником электромонтера, поработать в типографии и наконец устроиться приказчиком в мануфактурную лавку. Последнее место могло стать для расторопного юноши путевкой в жизнь, но Февральская, а затем и Октябрьская революции навсегда изменили его судьбу. Магазин закрылся, а молодой Исхак добился направления на курсы счетоводов в Москву по путевке казанского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов: Ахмерову очень хотелось учиться.
Исхак Ахмеров с первой женой Валентиной, конец 1920-х годов. Они познакомились в 1923 году; Валентина Ахмерова также работала в органах госбезопасности и выезжала с мужем в его первую американскую командировку, из которой была отозвана в 1938 году
Источник: lentachel.ru
Эта страсть чуть позже, когда он успел поработать в Казани снабженцем в разных советских учреждениях, привела его в Коммунистический университет трудящихся Востока. Сюда молодого коммуниста (Исхак вступил в партию в 18 лет) отправили по его собственной просьбе: он стремился получить высшее образование, чтобы открыть себе как можно больше путей в жизни. В этом университете, который готовил управленческие кадры для национальных республик СССР, Исхак проучился всего год, после чего способного студента, проявлявшего особую склонность к изучению иностранных языков, перевели в Первый Московский университет, как тогда назывался МГУ, на факультет международных отношений — предшественник МГИМО.
Из дипломатов – в разведчики
Закончить учебу с первого раза Исхаку Ахмерову не удалось: в 1923 году он устроился работать заместителем директора педагогического техникума, а двумя годами позже молодого человека, знавшего к тому времени три языка — английский, французский и турецкий, приняли на работу в Наркомат иностранных дел референтом. А вскоре его отправили дипломатическим агентом в Бухарскую ССР. Через год, когда эта республика вошла в состав Советского Союза, отлично зарекомендовавший себя Ахмеров стал секретарем в Генеральном консульстве СССР в Стамбуле, а еще через два года – временно исполняющим должность генерального консула в Трапезунде.; Головокружительная карьера!
Исхак Ахмеров в годы своей работы в США, середина 1940-х годов
Источник: lentachel.ru
Консульские учреждения всегда служили одной из «крыш» для легальных резидентур, и неудивительно, что именно в Турции будущий ас разведки познакомился с сотрудником Иностранного отдела ОГПУ Яковом Минским, работавшим под прикрытием должности атташе полпредства (по другим данным — корреспондентом ТАСС). Судя по всему, ему-то молодой консул и обязан своим переходом на работу в зарубежную разведку: в обязанности резидентов, помимо всего прочего, входило и наблюдение за начинающими дипломатами с целью подбора кадров для Иностранного отдела. И в 1930 году, вскоре после возвращения в Москву и завершения наконец-то учебы в МГУ, Исхак Ахмеров переходит из Наркомата иностранных дел в ОГПУ — сначала в подразделения контрразведки. Два года Ахмеров прослужил в Бухаре: участвовал в борьбе с басмачеством, заодно осваивая практику подбора и вербовки агентов. А в 1932-м перешел в Иностранный отдел, в зарубежную разведку, которой и отдал всю свою оставшуюся жизнь.
От Пекина до Нью-Йорка
Перед первой зарубежной командировкой в Китай новому сотруднику, свободно владевшему турецким, французским и английским языками, разработали такую легенду: турецкий студент-востоковед отправляется в Пекин, чтобы на практике познакомиться с китайской культурой, а заодно подтянуть свои знания английского языка, учась в пекинском американском колледже. Получивший оперативный псевдоним Юнг «турецкоподданный» добился выдачи сначала китайской визы в Риме, затем получил советскую транзитную визу (в посольстве Китая ему объяснили, что путь через СССР быстрее и безопаснее) и в 1934 году прибыл на место. Довольно быстро Юнгу удалось обрасти полезными связями, прежде всего среди товарищей-студентов: многие из них были детьми работавших в Пекине дипломатов и делились весьма ценной информацией.
Исхак Ахмеров в форме полковника госбезопасности. Послевоенная фотография с выставки «Наши соотечественники - герои невидимого фронта» в Казани
Источник: kazved.ru
Такой успех Юнга не остался незамеченным в Москве, и через год его срочно отзывают домой, чтобы сразу же отправить в новую загранкомандировку, на этот раз в США. Поводом для спешки стала необходимость расширения советской резидентуры в этой стране. В августе 1934 года прежний резидент, Валентин Марков, живший и работавший в Америке под именем Артура Вальтера, при загадочных обстоятельствах скончался. Он был найден в бане отеля «Луксор» в Нью-Йорке с ранением в голову и вскоре умер в больнице от пневмонии. Руководителя резидентуры заменил разведчик Борис Базаров, который и запросил для себя помощников: резидентура разрасталась, и вести всю агентурную работу одному становилось непросто. Поэтому едва успевший прийти в себя после Пекина агент Юнг получил в Москве все необходимые инструкции и отбыл в Швейцарию, где получил американскую визу и несколько дней спустя на пароходе «Нормандия» отбыл из французского Шербурга в Нью-Йорк. И вскоре в стенах Колумбийского университета появился новый студент Билл Грейнке, а в Москве получили первые шифровки от агента Юнга...
Операция «Снег»
Первая командировка в США заняла у Исхака Ахмерова четыре года, за которые он успел создать собственную разведсеть. В нее входили два десятка высокопоставленных чинов в самых разных американских ведомствах, в том числе военные и дипломаты, а также сотрудники Госдепартамента и министерства финансов. Это позволяло Ахмерову получать копии докладов американских дипломатов в Европе и подробно информировать Москву о позиции США по тем или иным международным вопросам. Именно в это время главной помощницей советского разведчика стала Хелен Лоури — племянница генерального секретаря Компартии США Эрла Браудера. Начав с обеспечения разведчиков конспиративными квартирами, она чуть позже стала добывать для них легальные документы и выполнять обязанности связного, а в конце концов начала и сама получать информацию для резидентуры.
Полковник Исхак Ахмеров и его вторая жена Елена Ивановна, она же Хелен Лоури, конец 1960-х годов
Источник: tatmsk.tatarstan.ru
В 1939 году американская резидентура НКВД получила приказ наркома свернуть деятельность, законсервировать источники и в полном составе вернуться в Москву. В ответ Исхак Ахмеров отправил телеграмму с просьбой разрешить ему остаться в США и продолжить работу, а также… жениться на Хелен Лоури, получившей к тому времени оперативный псевдоним Таня. Как вспоминал позднее его непосредственный руководитель начальник внешней разведки НКВД Павел Фитин, эта просьба вызвала сильное раздражение у наркома Лаврентия Берии, и только напоминание о том, что Браудеру благоволит сам Сталин, смягчило ситуацию. В том же 1939 году Исхак с Хелен поженились, а через год, когда Ахмеров все-таки вернулся в Москву, его жена получила советское гражданство под именем Елены Ивановны Ахмеровой.
Во многих исследованиях говорится, что в 1940-41 годах Исхак Ахмеров из-за своей строптивости был понижен в должности до стажера. Однако по сведениям разведчика генерал-лейтенанта Виталия Павлова, именно в это время он вместе с Ахмеровым занимался разработкой и реализацией операции «Снег», целью которой было перенацеливание интересов Японии с СССР на США. Исхак подготовил специальный меморандум, в котором как специалист по Китаю дал свои рекомендации относительно того, какую позицию следует занять Америке по отношению к действиям японцев на Дальнем Востоке. В конечном итоге стараниями Валентина Павлова этот меморандум попал в руки одного из американских чиновников, и все его положения в конечном счете вошли в знаменитую ноту госсекретаря США Корделла Халла, переданную японскому послу 26 ноября 1941 года и ставшую одной из причин того, что в декабре 1941 года Япония начала войну не с Советским Союзом, а с США.
Награды полковника Исхака Ахмерова на выставке «Наши соотечественники - герои невидимого фронта» в Казани. Кроме этих орденов, легендарный разведчик был также награжден знаком «Почетный сотрудник госбезопасности» и несколькими медалями, в том числе медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Источник: kazved.ru
Второй раз в Америке
После Перл-Харбора, когда стало ясно, что операция «Снег» удалась, Юнга решили вернуть в Америку руководителем нелегальной резидентуры. К этому времени одной из важнейших задач, поставленных перед внешней разведкой НКВД, стала добыча информации по разработке в США атомной бомбы, и источники Ахмерова сумели ее обеспечить. Кроме того, ему удалось наладить получение информации о планах и действиях Германии, которая поступала по каналам американских спецслужб и дополняла данные, поступавшие в Москву по другим каналам. В частности, некоторые исследователи считают, что Ахмеров был одним из тех разведчиков, которые сообщили о готовящихся сепаратных переговорах в Берне, а также о том, что США разыскивают и вывозят к себе немецких ученых, имеющих отношение к работам по атомной и ракетной тематике.
По данным СВР, в общей сложности только в 1943-45 годах резидентура Юнга сумела передать в Центр 2500 микропленок, информация с которых после обработки заняла свыше 75 тысяч машинописных страниц. Чрезвычайно эффективная сеть могла бы работать и дальше, если бы не предательство одного из агентов — Элизабет Бентли, работавшей с Ахмеровым с 1943 года. Юнга и Таню спешно эвакуировали в Москву, где полковник Ахмеров занял должность заместителя начальника управления внешней разведки. Он трудился на этой должности десять лет и отвечал в том числе за подготовку знаменитого разведчика Рудольфа Абеля, а после отставки продолжал периодически работать в качестве преподавателя английского языка в Высшей школе КГБ вплоть до своей смерти в 1976 году.
Памятник разведчику Исхаку Ахмерову, открытый в парке отдыха Алое поле в центре Челябинска 16 апреля 2015 года
Источник: chel-dpsh.ru
Обложка: Исхак Ахмеров с сыном Робертом, середина 1930-х годов. Роберт Ахмеров в 1942 году после окончания средней школы поступает на специальный факультет Школы особого назначения НКВД, участвует в борьбе с националистами в Литве и на Западной Украине, служил в контрразведке, в том числе входил в специальную группу КГБ, охранявшую первых советских космонавтов. Источник: lentachel.ru
Смотрите также:
Николай Кузнецов: 11 фактов о легендарном разведчике
О чем на самом деле предупреждал Рамзай: 10 фактов из жизни Рихарда Зорге
Полковник Абель: десять фактов о герое с чужим именем
Аристократ на службе НКВД: пять фактов из биографии Кима Филби
Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности
Новое
Видео
Холодная война: Иранский кризис.
Холодная война: Иранский кризис.
Д/ф "Святые против мятежа"
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.