Взгляд снаружи
Конечно же, ни для кого не секрет, что снаружи любой меч состоит из двух элементов - клинка и эфеса.
Две ключевые характеристики клинка, на которые опирается типология Эварта Окшотта, которая во многом определяет современное оружиеведение, это дол и ребро. Их наличие и взаимное расположение делят мечи на две принципиальные группы, что можно заметить на схеме:

Но говорить об одной только внешней стороне меча - не совсем верно. Меч, как вершина развития вооружения, впитывал в себя и самые передовые достижения кузнечного дела и показывал, как развивалась обработка металлов на протяжении веков. Для того, чтобы понять эти процессы, стоит заглянуть внутрь меча.
Заглянем внутрь
И здесь нам предстает интересная картина. Начиная с самых ранних железных мечей, мы наблюдаем, что во многих случаях их производили не из единой заготовки, а из двух деталей, без которых меч был бы либо слишком хрупок, либо слишком мягок для эффективного его использования. Большая часть мечей, в том числе и позднего средневековья, состояла из железного сердечника и стальных лезвий. Разница между ними состоит в том числе и в жесткости и упругости, которые, дополняя друг друга, позволяли мечу служить дольше и быть более стойким к ударным нагрузкам и деформации.

Одной из ключевых характеристик сердцевины меча является ее упругость, способная гасить вибрацию и нагрузку, которая могла бы быть разрушительной для закаленного и жесткого стального лезвия. Для этих целей в раннем средневековье активно применялось так называемая пакетная ковка (отдельным видом которой является дамаскирование), то есть переплетение нескольких сортов стали, позволяющее сделать более вязкую и упругую конструкцию. Изначальную заготовку из пучка прутьев скручивали и проковывали в несколько слоев, а разный уровень углерода и наличие шлаков в заготовках влиял на цвет стали, что создавало характерный узор на поверхности.

От пакетной ковки из прутьев в Европе постепенно стали отказываться около XI века, и вероятно, это связано с появлением более качественных и крупных заготовок, что упростило часть работ кузнеца. Заметим, что в это время мечи начинают постепенно удлиняться и сужаться в профильном сечении. В более удаленных уголках, таких как Прибалтийский регион, эта технология встречается вплоть до XIII века.

Изготовление качественной стали было отражено в Саге о Тидереке Бернском (Þiðreks saga af Bern), в которой кузнец Велунд несколько раз пропускал железные опилки через своеобразную кислотную среду: "Вернулся он в кузницу, взял напильник и долго шлифовал меч, пока не образовалась куча опилок. Затем добыл стайку ручных птиц и три дня их не кормил. А на третий день смешал муку с металлическими опилками и дал ее склевать птицам, после чего собрал птичий помет. Птичий помет поместил он в плавильную печь и долго выплавлял, пока железо не освободилось от шлаков. А уж из этого железа выковал новый меч, поменьше первого" (Гримм Я. «Германские героические сказания»).
Подобные манипуляции, которые стороннему наблюдателю могли показаться не менее, чем магией, отражают реалии борьбы за качество, от которого зависела жизнь человека и кропотливого труда, вложенного в по-настоящему достойный клинок.
Так, различные способы крепления лезвия и сердечника, разные подходы к закалке и в конечном счете, формам оружия, необходимым для решения боевых задач, формировали эволюцию клинкового вооружения на протяжении всего средневековья и далеко за его пределами.





