У Евгения Долматовского в стихотворении «Справка о тюльпанах» есть такие строки:
Я пишу об этом робко, ибо Мой сюжет опасен и не нов. И стоит на грани перегиба: Мол, Россия – родина слонов.
Здесь мы с Евгением Долматовским все-таки поспорим. Россия – родина мамонтов: постоянные находки в вечной мерзлоте русского Севера факт подтверждают.

По одной из легенд, араба вместе со слоном обвинили в распространении чумы и холеры. Естественно, их ждала ссылка. Но вскоре царю показалось, что ссылки мало, и он отправил одного из своих опричников, немца Генриха Штадена, для казни слона. Штаден не успел – араб умер, а слон лег на его могилу и тоже ушел в мир иной – но оставил после себя записки, которые и проливают некоторый свет на судьбу животного.

Писал о царском слоне и Генрих Штаден, долгое время живший в Москве. В 1577—1578 гг. написал сочинение, в котором изложил события с 1550-х до начала 1570-х годов.
О слоне он сообщает следующее:
«Великому князю был подарен слон вместе с арабом, который за этим слоном ухаживал. Араб получал в Москве большое жалованье. Это подметили русские бражники, то есть беспутные люди, пропойцы, которые в корчмах пьют и [зернью] играют. Из-за денег они тайно убили жену араба. — Вот этот-то араб был оклеветан и оговорен русскими вместе со своим слоном, что будто бы чума, о которой в Москве и не думали, произошла от него и его слона. Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи [крестьян] окрестных сох и посадских. Слон стоял [обычно] в сарае, а кругом сарая был тын. Неподалеку от него схоронили араба. Тогда слон проломил тын и улегся на могиле. Там его и добили; выбили у него клыки и доставили великому князю в доказательство того, что слон действительно околел».
Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного / перевод - Полосин И. И.. — М. и С. Сабашниковы, 1925.





