За свою богатую историю Иосифо-Волоцкий монастырь дважды подвергся разрушениям, в Смутное время и в годы Великой Отечественной войны. Каждый раз обитель возвращалась к жизни.
«...Вотчины монастырские все до основания разорены и крестьянишка з женами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены, и монастырь был за литвою разорен совсем… все пусты, стоит лес да небо», - сообщалось игумену Иосифо-Волоцкого монастыря о состоянии обители спустя почти 20 лет после событий Смутного времени. Польско-литовская интервенция стала одним из самых серьёзных испытаний в её богатой истории.
Монастырь Иосифа Волоцкого
В эпоху централизации русского государства под эгидой Москвы на Руси начинает возрождаться и духовная жизнь, что вылилось в появлении множества монастырей. Импульс, данный Сергием Радонежским в деле основания новых монашеских обителей, продолжился и в XV столетии.
Основателем нового монастыря в селе Теряево, что неподалёку от Волоколамска, стал известный впоследствии церковный деятель Иосиф Волоцкий. По его имени обитель будет названа Иосифо-Волоцкой (или Иосифо-Волоколамской). Свою «духовную карьеру» Иосиф Санин, дворянин по рождению, начал в 20 лет, в 1459 году, приняв решение принять монашеский постриг. Молодой монах обосновался в Боровском монастыре и в 1477 году стал его настоятелем. Однако не все коллеги по цеху были довольны его возвышением. Несмотря на вмешательство Ивана III, благоволившего монаху, Иосиф принимает решение основать собственный монастырь.



Монастырская крепость и Смутное время
Крепостная стена и башни появились вокруг Иосифо-Волоцкого монастыря в середине XVI века – их возведение продолжалось на протяжении более 20 лет. Длина стены составила чуть менее километра. По её периметру было построено девять башен, контролировавших близлежащие территории. Возведение укреплений в те времена было общим трендом для монастырей: они дополняли другие крепости в оборонительной системе Российского государства.
Серьёзную боевую проверку монастырская крепость прошла в эпоху Смутного времени. Находившаяся недалеко от Москвы, обитель представляла из себя важный укреплённый пункт в оборонительной системе столицы. Неудивительно, что за обладание Иосифо-Волоцким монастырём развернулась серьёзная борьба, хоть и уступавшая по своим масштабам событиям, связанным с Троице-Сергиевой обителью, но также обладавшая серьёзным значением.

К этому моменту силы самозванца стали терять контроль над ситуацией благодаря победам русско-шведским сил Михаила Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди. Внутри гарнизона монастыря участились споры, в ходе которых Рожинский скоропостижно скончался. Новым командиром отряда стал ротмистр Руцкий. Разношёрстные силы, составленные из поляков и казаков, не доверяли друг другу, однако приближение царских войск заставило их временно объединиться.
В мае 1610 года к монастырю подошли силы воеводы Григория Валуева и французского наёмника Пьера Делавилля. Они попытались овладеть крепостью сходу, однако попытка штурма не привела к результатам. Началась осада. Время играло на руку русским и их союзникам – провизии в монастыре не было, поэтому поляки инициировали с Делавиллем переговоры, надеясь или переманить его на свою сторону, или хотя бы договориться о свободном выходе гарнизона. Француз, честь которого была задета предложением измены, отказался идти на уступки. В этих условиях поляки тайно начали готовиться к выходу из крепости.
21 монастыря полторы тысячи человек проскользнули мимо русского лагеря. Казалось бы, операция прошла успешно. Однако царские войска и наёмники довольно скоро обнаружили, что монастырь опустел, и устремились в погоню. Удар в тыл польской колонне привёл к печальным для отступавших последствиям: «Русские учинили нам и спереди и с тыла такой погром, что из полутора тысяч едва триста человек из нас скрылись, побросавши и знамена, и все остальное». Среди «трофеев» оказался пленённый «нареченный патриарх» Лжедмитрия II Филарет, содержавшийся в монастыре.
Восстановление и дальнейшая судьба
В годы Смутного времени монастырь был фактически уничтожен в ходе боевых действий. В первое время восстановлением обители практически никто, кроме самих монахов, не занимался – у Михаила Фёдоровича хватало других забот, да и в Подмосковье больше внимания уделялось Троице-Сергиеву монастырю. Лишь при Алексее Михайловиче было принято решение о восстановительных работах. В 1645 году в Иосифо-Волоцкий монастырь прибывает Иван Неверов, до этого прославившийся своими постройками в Москве. Осмотрев состояние обители, архитектор формирует план капитального ремонта, аргументируя это следующим образом: «Городу [стенам] и башням впредь стоять будет не можно, потому что все осыпалось и во многих местах развалилось».

К концу столетия обитель возродилась. Несмотря на последовавшую в XVIII веке секуляризацию, в монастыре возводили новые здания вплоть до 1917 года. После революции в обители была образована монашеская коммуна, просуществовавшая, однако, недолго. В 1922 году монастырь закрыли, библиотеку перевезли в Москву и Петроград, а на территории обители разместились школы и детские дома.






