Афиняне расположились на Марафонской равнине. Здесь же к ним присоединился и отряд из Платеи. Греки выбрали удобное место – между горой и болотами. Соответственно, персам, чтобы пройти, нужно было выбить афинян. Но войска Дария не форсировали события. Они разбили лагерь и заняли выжидательную позицию. Датис не спешил. Он придумал военную хитрость, которая, по его мнению, обеспечила бы его войскам безоговорочную победу. Персидский военачальник оставил кавалерию – главную ударную силу – на кораблях. Близ Марафона он выставил лишь пехоту, состоящую из копьеносцев (арстибара) и элитных частей, названных «Бессмертные». Датис считал, что во время боя его флот сможет беспрепятственно проплыть в тыл греческим войскам. И в нужный момент кавалерия нанесёт сокрушительный удар. Точное количество персидских воинов назвать сложно. Сами греки считали, что Каллимаху и Мильтиаду противостояло несколько сотен тысяч вражеских солдат. Однако эта цифра сильно завышена. Принято считать, что в распоряжении Датиса было около пятнадцати тысяч бойцов. Примерно десять тысяч выставили и греки. При этом, впервые они решили задействовать в битве рабов.

12 сентября 490 года до н.э. началась Марафонская битва. План эллинов сработал. Персы действительно увязли в центре, а их фланги оказались смятыми. Особенно отличились платейцы. Именно сумели разгромить правый фланг вражеского войска, обратив солдат в бегство. Пытаясь спастись, воины попадали в топкое болото, из которого уже не могли выбраться. Следом рухнул и левый фланг. После чего эллины сомкнули «клещи». Произошедшее было настолько неожиданным для Датиса, что он так и не ввёл в бой кавалерию. Она осталась на кораблях и ничем не могла помочь. А греки, воодушевлённые успехом, ринулись к берегу, добивая отступавших врагов. Более того, им даже удалось захватить несколько персидских кораблей. И только после этого Датис отступил. Это была победа.
Но Каллимах с Мильтиадом понимали, что точка в сражении ещё не поставлена. Датис сохранил самые сильные войска, а значит, мог нанести удар по беззащитным Афинам. Поэтому хоронить павших и приносить жертвы богам было ещё рано. Греческие военачальники не ошиблись. Датис действительно решил захватить Афины. Но его флоту необходимо было преодолеть около сотни километров. По тем временам – расстояние значительное. У афинян было часов 10-15, чтобы добраться до своего города быстрее персов.
И греки направились в Афины. На поле боя они оставили платейцев и ещё один небольшой отряд для охраны погибших воинов. Отдельно в город был послан гонец. Он должен был рассказать о победе в Марафонской битве, а также предупредить народ об идущем персидском флоте. Как точно звали гонца – неизвестно. Фигурируют сразу несколько имён: Ферсипп, Фидиппид и Евклес. Со своей задачей гонец справился. Он прибежал в Афины, преодолев около 42 километров, и воскликнул: «Приветствую, мы победили!» После чего упал замертво.

Для Дария то поражение было болезненным, но не смертельным. Огромные ресурсы его державы могли «проглотить» и не такое. Скорее, пострадало его самолюбие и авторитет самой Персии, которая до этого момента считалась непобедимой. Дарий платирован нанести грекам ещё один удар, собрав уже больше силы, но не успел. В 486 году до н.э. взбунтовался Египет. Царю пришлось отправить войска туда. А вскоре Дарий умер.

Есть предположение, что Мильтиад хотел вновь стать тираном, рассчитывая на свою популярность и авторитет. Но у него не получилось. Более того, в 489 году он возглавил неудачный поход на Кикладские острова. Во время осады Пароса Мильтиад получил ранение, но не обратил на это внимание. Не взяв город, он вернулся в Афины, где его отправили под суд. Мильтиад должен был ответить по всей строгости закона за провал военной кампании. В итоге его признали виновным «обмане народа» и приговорили к штрафу. А вскоре бывший тиран, стратег и герой Марафонской битвы умер.
О завершающем этапе греко-персидких войн вы узнаете из статьи Военная кампания Ксеркса: Греко-персидская война 480—479 годов





