Ориентировочно в III тысячелетии до н.э. на территории современного Ливана появились семитские племена. Но та узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, окаймлённая горами, уже была населена. Произошла ассимиляция коренных жителей и чужаков, называвших себя ханаанеями. Спустя какое-то время, ближе к концу III тысячелетия, народ сделал шаг к образованию рабовладельческого государства. Однако о единстве речи не шло. Как и шумеры, ханаанеи жили в города-государствах, без какой-либо централизованной власти. Одним из первых таких городов стад Угарит, возведённый к югу от устья реки Оронта. Его географическое положение было выгодным, поскольку через эти земли проходили важные торговые пути.
По мнению Геродота, предки финикийцев прибыли с островов, расположенных в Эритрейском море (так в древние времена называли акваторию между Индией, Аравией и Африкой). А вот Страбон считал, что они пришли из Аравийского полуострова. Тогда ещё никто не знал, что финикийцы являлись прямыми потомками ханаанев.

Впервые о финикийцах упомянули египтяне. Фараон Тутмос III (жил ориентировочно с 1479 по 1425 до н.э.), который вёл агрессивную внешнюю политику по отношению к государствам Передней Азии, добрался и до Финикии. Всего же правитель совершил в тот регион 15 походов. И ему удалось подчинить почти все города-государства финикийцев, расположенные на побережье. Сумел Тутмос III закрепиться в Палестине и Сирии. Финикийские земли были ему необходимы в качестве источника зерна и кедра. Кроме этого, контроль над территорией открывал фараону доступ к народам, населявшим север Междуречья. После захвата финикийские города получили от египтян автономию, что позволило им и дальше развиваться. А главенствующую роль взял на себя Библ. Возвысится ему удалось за счёт торговли. Через город проходили важные пути поставки лазурита и олова.
Однако богатые финикийские города привлекали не только египтян. Претензии на территорию предъявляли также племена аморев и хетты. В результате ожесточённых боёв в период с 1350 по 1300 годы до н.э. Египет стал терять контроль над Финикией. Амореи и хетты постепенно отвоёвывали города-государства. Таким образом финикийцы вновь оказались в вассальной зависимости от соседей.
Возможно, история финикийцев и завершилась бы в те времена. Оказавшись на острие конфликта между египтянами и хеттами, они просто растворились бы в бесконечных войнах. А возможно, ассимилировались с одним из победителей. Но грянула катастрофа бронзового века. Природные катаклизмы, изменение климата и массовое переселение народов привели к разрушению привычного мира. Рухнули торговые связи между государствами, что повлекло за собой жёсткий экономический кризис. Следом появились народы моря, которые довершили разгром царств. Ослабленные многолетним противостоянием Египет и Хеттия – главные цивилизации региона - ничего не смогли сделать с чужаками. И если первые пришли в упадок, но сохранили государственность, то вторые распались на несколько мелких царств. И спустя время растворились среди других народов.
А для Финикии коллапс бронзового века стал «счастливым билетом». Воспользовавшись свободой, финикийцы начали активно развиваться. Ориентировочно с 1230 года до н.э. их города окончательно оформились как самостоятельные и самодостаточные государства. При этом, они не объединились под властью одного царя, сохраняя независимость друг от друга. Но это не помешало финикийцам быстро стать главной морской и торговой державой региона. Конкурентов у них не нашлось. Поэтому именно на плечи финикийцев легла задача по восстановлению рухнувшей экономики всего Средиземноморья. Их торговый флот стал новым связующим звеном между Европой, Северной Африкой и Ближним Востоком.
Реконструкция облика древнего финикийцаИсточник: https://nplus1.ru/news/2016/05/26/datesДве отличительные черты Финикии

К X веку до н.э. Финикия вышла на пик своего могущества. И у потомков древних ханаанеев было две отличительные черты:
Во-первых, они так и не образовали единого государства. Они начали путь, как шумеры, но оказались более удачливыми. Жители южной части Междуречья из-за раздробленности постоянно попадали под контроль какого-нибудь царства. Например, Элама, а затем и Вавилонии. Да, формально шумерские города получали особые статусы и некую автономию, но всё же у государства был единый правитель. Финикия же до определённого момента оставалась едва ли не единственным государством региона, где процветала раздробленность. И это роднило финикийцев с эллинами.
Во-вторых, Финикия никогда не являлась сильной военной державой. Если те же эллины уделяли большое внимание армии, финикийцы относились к этому вопросу философски. И какое-то время им удавалось не просто выживать в окружении соседей, а процветать. От хеттов к тому времени остались лишь воспоминания и несколько городов-государств (например, Каркемиш), которые ни на что не претендовали. Египет находился в упадке. Эламиты, несмотря на все старания выйти на новый уровень, превратившись в державу, не могли продвинуться дальше южной части Междуречья. Вавилонию постоянно терзали вторжения кочевников, Элама и непрекращающаяся борьба элит за власть. Ассирия находилась в начале пути к своему величию и не обращала внимания на Финикию. Другие же княжества и царства Палестины и Сирии, а также Малой Азии также были слишком заняты внутренними проблемами. Получилось, что в X веке в огромном регионе не было однозначного лидера, чем и воспользовались финикийцы.
В то время главенствующую роль взял на себя город Тир. Царь Хирам I Великий (точное время правления неизвестно, предположительно с 980 до 947 года до н.э.), являвшийся современником легендарных израильский правителей Давида и Соломона, превратил Тир в один из главнейших городов всего региона. За время правления Хирам I возвёл несколько храмов, а также совершил удачный военный поход на Кипр, присоединив остров. Есть версия, что царь Тира отправил своих мастеров к Соломону в Израиль, поскольку они являлись лучшими ремесленниками.
Шанс превратиться в единое государство появился при Итобаале I (правил ориентировочно с 887 по 856 годы до н.э.). Он начал вести политику «собирания земель», расширяя владения Тира за счёт присоединения финикийских городов. Есть предположение, что Итобаалу удалось присоединить и Сидон, крупный и важный город. Однако довести процесс до конца царю не удалось. Финикия по-прежнему осталась раздробленным государством.
О том, как финикийцы стали главными торговцами средиземного моря, читайте в материале Главные торговцы средиземноморья





