En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Обнаружение захоронений русских моряков XIX в. в Гонконге

В ходе исследования установлена связь старейших сохранившихся русских воинских захоронений в Китае с историей присутствия российского флота в отдаленных уголках мирового океана

В ходе интернет-поисков сведений о захоронениях русских моряков на британских кладбищах на портале об истории Гонконга были обнаружены данные о неких могилах с упоминанием «Russian sailors».

Трудно представить, что в тесно застроенном Гонконге могли сохраниться какие-либо исторические кладбища XIX в. Тем удивительнее было обнаружить на местном Happy Valley Сemetery могилы, которые теперь претендуют на статус старейших сохранившихся русских воинских захоронений в Китае. В ходе последующего исследования была установлена их связь с историей присутствия российского флота в отдаленных уголках мирового океана и замечательным эпизодом со спасением китайцами в 1876 г. потерпевших бедствие русских моряков. Также были обнаружены могилы начального периода Второй мировой войны, заставившие вспомнить о жертвах военного преступления японской армии в 1941 г. - нападения на советские торговые пароходы в порту Гонконга.

Сведения об упомянутых захоронениях XIX в. отсутствуют в фундаментальном труде «Русские захоронения в Китае» А.В.Окорокова (2023 г.). Зато в очередной раз подтвердился хрестоматийный характер исследования «Не скажет ни камень, ни крест… : опыт военно-морского некрополя 1696–1917 гг.» И.Ю.Столярова (2020 г.), в котором нашлись следующие сведения:

 -     ЯНЧЕВСКИЙ Петр, матрос, умер от холеры в июле 1858 г., корвет «Боярин»;

-     2 неизвестных кочегара умерли от ожогов в 1873 г., корвет «Витязь»;

-     С..., матрос, умер от дизентерии 21 января 1875 г., корвет «Аскольд»;

-     СОКОЛОВ Иван, матрос, утонул 7 марта 1876 г., клипер «Гайдамак», похоронен на кладбище;

-     С..., матрос, утонул 7 марта 1876 г., корвет «Баян»;

-     КУЗНЕЦОВ Дмитрий Дмитриевич, врач, коллежский советник, броненосец «Победа», после сдачи Порт-Артура остался при госпитале, умер в Гонконге (Китай) 21 марта 1905 г. по дороге в Россию.

 Необходимо было уточнить имена моряков, а также методом сопоставления данных из доступных онлайн-источников проверить наличие/сохранность их могил. Найденные сведения о возможных захоронениях стали основанием для запроса в Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).

Еще до получения обстоятельного ответа были идентифицированы первые два захоронения. Заместитель директора РГАВМФ А.Ю.Емелин обратил внимание на упомянутые в «Обзоре заграничных плаваний судов Русского военного флота, 1868-1877 г.», том 2, имена кочегаров легендарного корвета «Витязь». Они скончались от ожогов 16 января 1873 г. в результате аварии котла:

- ГРИГОРЬЕВ Павел

- ПАВЛИК Фридрих

Дальнейший целенаправленный поиск на портале «Hong Kong Memory» позволил обнаружить сведения и фотографии двух хронологически последовательных идентичных захоронений (см. фото ниже).

Надписи на камнях нечитаемы. При этом описание одного из них

(№ 4008, участок 38, ряд 4, могила 8) содержало место рождения «Russia» и указание на другой аналогичный надгробный камень (№ 4010, участок 40, ряд 3, могила 6) с более детальным описанием, очевидно, из кладбищенских документов: имя - «Grigoren Paul», месторождения - «Russia», корабль - «Billiarz» (искаженное русское название «Витязь»).

Полученные вслед за этим сведения из РГАВМФ позволили получить документальное подтверждение сведений о смерти моряков с клипера «Витязь» и соответствие им захоронений на кладбище Happy Valley cemetery, а также уточнить имена других моряков.

Сузить последующий поиск позволил анализ доступных фотографий и сопоставление онлайн-источников - на упомянутом портале по истории Гонконга и мемориальном сайте Find a Grave.

Следующим было найдено захоронение матроса 1-й статьи корвета «Аскольд» Ильи Стрикаловского, умершего 23 января / 9 февраля 1875 г. в госпитале Гонконга (№ 4166, участок 43, ряд 1, могила 1).

NaN/2

Данный надгробный камень был локализован еще до получения имени матроса из РГАВМФ. Поиск осуществлялся по имени корабля «Аскольд» и дате кончины.

На камне отчётливо читалось по-русски надпись «МАТРОСЪ» и над ней - название корабля, прочитать которое помогло найденное в интернете изображение закладной таблички:

Архивные данные РГАВМФ поставили точку в процессе «возвращения» матроса Ильи Стрикаловского:

Последним достоверно найденным с помощью сопоставления источников русским захоронением оказалась могила матроса корвета «Баян» Ивана Соколова, умершего 7 марта 1876 г. (участок 42, ряд 3, могила 16).

Ключом в данном случае также стало упоминание «русской надписи» в кладбищенском списке:

На фотографии (автор: Patricia Lim) различались буквы на кириллице. Читателям онлайн-проекта «Русские мемориалы», в рамках которого велись поиски, удалось побывать на кладбище и впервые прочитать эпитафию:

Обстоятельства гибели И.Соколова были в высшей степени драматическими. Матрос утонул в ходе спасательной операции, причем других пятерых русских моряков с перевернувшейся лодки выловили местные китайцы с оказавшейся рядом джонки.

Извлечение из рапорта командующего отрядом контр-адмирала Пузино (опубликован в «Морском сборнике», № 8, 1876 г.), Нагасаки 13 апреля 1876 г.

«<..> Во время стоянки корвета «Баян» на Гон-Конгском рейде, в ночь с 6-го на 7-е марта произошел случай, повлекший за собой гибель матроса Ивана Соколова. Обстоятельства были следующие: дул крепкий ветер, заставивший отдать третий якорь; на рейде развело большое волнение, которым, в 5 часу утра, оборвало бакштов у барказа и его понесло вдоль рейда с находящимся на нем дневальным. Тотчас был спущен на воду и отправлен за барказом катер, на длинном конце с корвета, на случай если он не был бы в силах выгребать обратно против ветра и течения. Но, за темнотою и густою мрачностью, катер не нашел барказа и вернулся на корвет. Тогда ветер несколько стих и с корвета тотчас была послана на поиски шестерка, а вслед за нею катер с лейтенантом Скворцовым и полным числом барказных гребцов.

Вскоре шестерка нашла барказ, который вынесло с рейда на большой плес. Вслед затем ватер подошел к барказу; посланный офицер, перебравшись с барказными гребцами на барказ, отправил шестерку и катер обратно на корвет. Катер, хорошо выгребая, скоро опередил шестерку и совсем скрылся от нее. На шестерке, видя что барказ поставил паруса и находится далеко от них, поставили глухо зарифленный фок. Спустя некоторое время барказ скрылся за мрачностью из виду шестерки; в это время сильным шквалом, налетевшим неожиданно, она была опрокинута. Все успели взобраться на днище шестерки; зыбь была значительная и всякий раз, когда подходила большая волна, шестерку перевертывало, люди, вновь очутясь в воде, снова подплывали и хватались за шестерку; в один из таких случаев матрос Иван Соколов пошел ко дну.

В это время китайская джонка № 483 подошла в бедствующим, приняла их совершенно обессиленных в себе и доставила в морскую полицию, откуда их представили на корвет. Китайцам с этой джонки было выдано вознаграждение в 20 долларов, тут же собранные, на корвете, по подписке, а о человеколюбивом поступке их, чтобы сделать его известным, мною было сообщено губернатору Гон-Конга, при чем, между прочим, я высказал, что о таковом похвальном поведении их будет донесено мною Морскому Министерству.

<…> В ответ на письмо мое, губернатор Гон-Конга уведомил меня, что он уже извещен о поступке китайцев и ему доставило большое удовольствие наградить их за спасение 6 человек военных русских матросов, коим угрожала участь погибшего их товарища. Тело утонувшего матроса Ивана Соколова было найдено на третьи сутки морскою полициею и доставлено в город, где он и погребен на Гон-Конгском кладбище с подобающими почестями».

Ненайденными остаются могилы двух моряков дореволюционной эпохи:

-     ЯНЧЕВСКИЙ Петр, матрос, умер от холеры в июле 1858 г., корвет «Боярин»;

Есть основания считать, что запись в кладбищенском списке (см. начало статьи) относится к могиле П.Янчевского (участок 38, ряд 6, могила 7).

     - КУЗНЕЦОВ Дмитрий Дмитриевич, врач, коллежский советник, броненосец «Победа», после сдачи Порт-Артура остался при госпитале, умер в Гонконге 21 марта 1905 г. по дороге в Россию.Могилы советских моряков в Гонконге

В процессе установления имен моряков XIX в. на эмигрантском участке кладбища внимание привлекли захоронения двух советских моряков:

- ТРОФИМОВ Сергей Иванович, советский моряк, умер 22 января 1940 г. в возрасте 25 лет, похоронен на участке 16F, ряд 5, могила 23;

- МАРИБУ Валентин Антонович, советский моряк, умер 5 мая 1941 г., похоронен на участке 16F, ряд 2, могила 9.

По все видимости, в данном случае речь идет о моряках с кораблей торгового Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), которые в то время часто приходили в Гонконг на ремонт. В пользу этой версии, требующей документального подтверждения, говорит тот факт, что фамилия Марибу встречалась среди жителей приморского села Южная Лифляндия. В настоящее время соответствующие поиски ведутся по линии музея ДВМП и регионального отделения РГО. Необходимо выяснить обстоятельства их гибели и с каких они были кораблей.

Одновременно была найдена информация о погибших советских моряках с кораблей, находившихся в Гонконге на ремонте в ходе начавшегося во время Второй мировой войны японского наступления на британские владения в 1941 г.:

-     ЕЛАГИН Сергей Капитонович, кок-повар парохода «Сергей Лазо», погиб 18 декабря 1941 г.;

-     КОВЕРНИКОВ Георгий Фомич, боцман парохода «Свирьстрой», погиб от артиллерийского снаряда во время японского обстрела 18 декабря 1941 г.

-     КРИВОРУЧКО Моисей Семенович, кочегар 1 класса парохода «Сергей Лазо», погиб 23 декабря 1941 г.

 18 декабря японская береговая артиллерия начала обстрел и парохода «Свирьстрой». Осколками одного из первых же снарядов были убиты боцман Г.Ф.Коверников и находившийся на судне пекарь парохода «Сергей Лазо» С.К.Елагин.

Старший помощник капитана В. Новгородцев заявил японцам категорический протест и потребовал прекратить обстрел советских судов. Японцы пообещали обстрел судов прекратить, но потребовали, чтобы все моряки сошли на берег. Пришлось подчиниться. Когда собрались все моряки, японцы на грузовых машинах отвезли их в тыловую часть города и поместили в пустующий дом.

23 декабря при артобстреле города в дом, в котором находились советские моряки, попал снаряд. Взрывной волной выбило двери и завалило стену комнаты. Ею придавило и тяжело ранило матроса Василия Бочко, а кочегара М.С.Криворучко убило наповал (источник).

Материалы советской военной прокуратуры о событиях вокруг парохода «Сергей Лазо» и его команды были переведены на английский и японский языки, по всей видимости, для использования в ходе Международного военного трибунала для Дальнего Востока, более известного как Токийский процесс.

При анализе списков захоронений на портале об истории Гонконга обратила на себя внимание могила с надгробным камнем на немецком языке «I.F.Bernickow, Maschinist» (участок 37, ряд 2, могила 19) с практически полным совпадением инициалов и фамилии с именем советского моряка Г.Ф.Коверникова. Искажение написания можно объяснить поспешным изготовлением надгробия в условиях военных действий. Эта версия также требует документального подтверждения в ходе проверки кладбищенских записей, дополнительного изучения надгробия и архивов ДВМП. Там же необходимо найти информацию о захоронениях матросов С.К.Елагина и М.С.Криворучко.

 

 Камень по форме совпадает с более ранними надгробиями русских моряков. Фото: Patricia Lim

Схема кладбища с указанием секторов, где захоронены российские и советские моряки (1-4 и 7 - юго-восточные участки, 6 - западный)

 

1. ПАВЛИК Фридрих, кочегар корвета «Витязь», умер от ожогов в 1873 г., могила № 4008, участок 38, ряд 4, могила 8.

2. ГРИГОРЬЕВ Павел, кочегар корвета «Витязь», умер от ожогов в 1873 г., могила № 4010, участок 40, ряд 3, могила 6.

3. СТРИКАЛОВСКИЙ Илья, матрос клипера «Аскольд», умер 23 января / 9 февраля 1875 г. в госпитале Гонконга, захоронение № 4166, участок 43, ряд 1, могила 1.

4. СОКОЛОВ Иван, матрос клипера «Баян», утонул 7 марта 1876 г., похоронен на участке 42, ряд 3, могила 16.

5. ТРОФИМОВ Сергей Иванович, советский моряк, умер в январе 1940 г., похоронен на участке 16F, ряд 5, могила 23.

6. МАРИБУ Валентин Антонович, советский моряк, умер в мае 1941 г., похоронен на участке 16F, ряд 2, могила 9.

7. КОВЕРНИКОВ Георгий Фомич, боцман парохода «Свирьстрой», погиб в результате японского обстрела 18 декабря 1941 г. Скорее всего захоронен как «I.F.Bernickow, Maschinist» на участке 37, ряд 2, могила 19.

 Захоронения пока не найдены, поиск продолжается:

8. ЯНЧЕВСКИЙ Петр, матрос корвета «Боярин», умер от холеры в июле 1858 г.

9. КУЗНЕЦОВ Дмитрий Дмитриевич, врач, коллежский советник, броненосец «Победа», умер в Гонконге 21 марта 1905 г. по дороге в Россию.

10. ЕЛАГИН Сергей Капитонович, кок-повар парохода «Сергей Лазо», погиб 18 декабря 1941 г.

11. КРИВОРУЧКО Моисей Семенович, кочегар 1 класса парохода «Сергей Лазо», погиб 23 декабря 1941 г.

 Вечная память! Никто не забыт!

 

 

 

Теги:
Научные исследованияЗахороненияАрхивные документыXIX векРоссийский государственный архив Военно-Морского Флота

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Распад СССР за 22 минуты.

Распад СССР за 22 минуты.

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Невская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте