Алтай – прародина тюрков
Алтай необходимо рассматривать как понятие историко-цивилизационное, а не сугубо географическое. Именно этой теме была посвящена Международная научно-практическая конференция «Горный Алтай – прародина тюрков. К истории зарождения тюркской цивилизации»
На чтение: 3 минуты
Иван БЕЛЕКОВ,
народный писатель Республики Алтай
член Генерального Совета Ассамблеи народов Евразии и Африки, к.и.н.
В чем заключается актуальность цивилизационной роли Алтая в современный период? Безусловно, Алтай необходимо рассматривать как понятие историко-цивилизационное, а не сугубо географическое. О роли и возрастающем значении Алтайского вектора евразийской интеграции в современной политике России неоднократно отмечал наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин. Именно этой теме была посвящена Международная научно-практическая конференция «Горный Алтай – прародина тюрков. К истории зарождения тюркской цивилизации», которая состоялась в октябре 2024 г. в Республике Алтай (Манжерок).
Алтай – это место становления и развития древних культур и этносов, распространившихся затем на обширные пространства Евразийского материка; место взаимодействия индоевропейских, тюрко-монгольских, угро-финских, тунгусо-манчжурских и других народов. Тут оставили след племена близкие скифам и сакам, прошли легендарные гунны и сарматы. Древние тюрки создали свое знаменитое государственное образование – тюркский каганат. Здесь сформировался их первозданный язык, получивший широкое распространение благодаря появлению известной сегодня на весь мир древнетюркской рунической письменности. Современный алтайский язык сегодня по праву считается наиболее близким традициям древнетюрского языка. В свое время, а это было в 1995 году, по инициативе первого Главы Республики Алтай В.И.Чаптынова был издан Указ Первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина «О 1450-летии первого тюркского каганата» и эта дата широко отмечалась на федеральном уровне.
Республика Алтай являет собой подлинный и наглядный пример необоримого единства России как евразийской державы. Со времен Александра Невского кочевая цивилизация и Древнерусское государство находятся в историческом взаимодействии и единстве. Сформировано культурно-духовное пространство и тюрко-славянское единство. Важно также подчеркнуть – народы Алтая и по сей день исповедуют религии: от тенгрианства до христианства, буддизма и ислама, в которых отражены доминантные черты – полиэтничность и поликонфессиональность, являющиеся важной основой Русского мира.
Алтай является стыком цивилизационных миров. Неслучайно в границах Пазырыкской культуры рождается термин «Алтайская цивилизация». Пазырыкская культура (или культура алтайских скифов) – археологическая культура эпохи раннего железного века, носители которой обитали на смежных территориях России, современного Казахстана и Монголии. Но основные находки сделаны на территории Республики Алтай. Найденные там предметы уникальны; пазырыкский ковер V в. до н.э. хранится в Государственном Эрмитаже.
Известный с древности постулат о том, что время и пространство едины и неразделимы, отнюдь не элемент фантазии античных мыслителей. По сути, именно так оно и есть: все в мире взаимосвязано во времени и пространстве. И в научной сфере одна концепция рождает другую. В этой связи особенно убедительным примером может служить сравнение Пазырыкской культуры Алтая раннескифской эпохи с пассионарной культурой Древней Эллады в Причерноморье. Херсонес Таврический был ранее признан объектом Всемирного Наследия, а Пазырык включен в Предварительный Список ЮНЕСКО. Оба эти объекта древнейшего наследия человеческой цивилизации могут нести в XXI веке новую функцию гуманизма.
Сегодня, в свете формирования основ архитектуры многополярного мира, с особой остротой речь идет и о вопросах гуманитарного сотрудничества и гуманитарной безопасности в центральноазиатском регионе. К месту вспомнить нашумевшую теорию британского геополитика Маккиндера о «сердцевинной земле» Хартленд, через которую проходит «ось истории» (с входящим в неё Алтаем). Все это, как понимаем, обуславливает особую заостренность геополитического спектра современной евразийской проблематики.
И по этим сущностным причинам последние два века мировая наука обращает на наш регион столь пристальное внимание, изучая его в том числе в концепте Алтайской цивилизации и родственных народов алтайской языковой семьи. Скажем откровенно, Алтайское измерение сегодня приобретает характер конкуренции. Нам нужно думать прежде всего об объединительном начале, культурно-исторической общности, чтобы конкуренция не превращалась в конфронтацию.
Наступает время формирования основ нового мироустройства. Аналитики дискуссионно-экспертного клуба Валдай именуют востребованное будущее мироустройство «миром справедливой многополярности», наши китайские партнеры – «равноправным и упорядоченным многополярным миром». Иные ученые просто многополярным миром или многополярным мировым порядком. Для нас же особо важно то, что именно Россия находится во главе процесса построения этой справедливой многополярной мировой структуры.
В гуманитарную сферу я глубоко вовлечен уже многие годы. Будучи спикером республиканского парламента, инициировал проведение знаковой, на мой взгляд, международной научно-практической конференции «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии». На евразийском гуманитарном векторе нас мощно тогда поддержала и помогла практически в разработке этой важнейшей и сложной темы Валентина Ивановна Матвиенко, которая лично приехала в Горно-Алтайск и провела здесь специальное выездное заседание Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации по теме «Межкультурный диалог на евразийском пространстве».
В качестве депутата Государственной Думы седьмого созыва я принял активное участие в подготовке и проведении Парламентских слушаний на тему «Гуманитарный вектор международной политики Российской Федерации на современном этапе», круглых столов в ГД «Перекресток культур: межкультурное сотворчество на евразийском пространстве», «Алтайский вектор евразийской интеграции» и другие. Все это впоследствии содействовало разработке концептуальной основы Международного Алтайского Форума, поддержанной в Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы и получившей Президентский грант (2024 г.). Особый его смысл в крайне осложнившихся условиях заключается в задаче углубления гуманитарной модернизации и сотрудничества на евразийском пространстве.
Вслед за разработкой концепций информационной безопасности сегодня вопрос в полной мере уже встает о ментальной безопасности. Преступно используемый злонамеренными силами искусственный интеллект дает возможность их вторжения в ментальную область человека, в формирование ложных матриц мировосприятия. В первую очередь это касается перезагрузки или стирания национальной истории и культуры, что порождает безответственность перед прошлым. Перед нами стоит задача, особенно в научно-гуманитарной сфере, разработать Стратегию ментальной безопасности России и субъектов федерации, чтобы защитить наше общество. Вот почему наш Президент В.В. Путин всегда отмечает, что духовные, ценностные основы политики России должны быть первичны.
В геополитической архитектонике Евразии неизмеримо возрастает роль духовной и научной сферы Сибири, возможности которой нужно активнее использовать в гуманитарном сотрудничестве. Сила Государства Российского будет необоримо возрастать не только природными богатствами Сибири, но и мощью её интеллектуально-духовного и патриотического потенциала. В перспективе Алтайский вектор может составить основу Международного гуманитарного форума, который займет свое «географически Сибирское срединное» место между Санкт-Петербургским и Дальневосточным экономическими форумами.
Новое
Видео
Д/ф "Простой епископ"
Эпоха Николая II глазами потомков
Лектор: Копылов Николай Александрович Кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО МИД России
Фрагменты военной и церковной истории России середины XVI – середины XX века
Введение в курс лекций. Обращение к зрителям.