Левицкий Дмитрий

Знаменитый художественный критик Александр Николаевич Бенуа спустя век после смерти этого живописца писал о портретах его работы: «Это истинный XVIII век во всем его жеманстве и кокетливой простоте…», а композиции называл «очаровательными по совершенству и выдержанности всей системы».
Точная дата рождения Дмитрия Левицкого не известна – по одним данным, это 13 (по новому стилю – 24) мая, по другим – 17 (28) мая 1735 года в Киеве. Его отец, Григорий Кириллович Левицкий, был выходцем из запорожских казаков, выучившийся гравюрному ремеслу в Польше и в Киевской духовной академии. Так что стать художником было Дмитрию написано, можно сказать, на роду. Свои первые уроки живописи он взял у отца, вместе с которым расписывал знаменитую Андреевскую церковь в Киеве. Позднее учился у известного портретиста Алексея Антропова – вероятно, именно оттуда и берут начало его творческие изыскания в этой художественной области. Хотя, как отмечают все искусствоведы, юноша доходил до всего сам, не желая подражать своему учителю.
Двадцати лет от роду Левицкий уехал в Санкт-Петербург, поступив в Академию художеств. Ещё во время учёбы он получил известность на всю столицу благодаря своим портретам. Тогда же он стал вместе со своими товарищами расписывать храмы, а в 1762 году создавал панно на триумфальной арке в Москве, возведённой в честь коронации новой императрицы – Екатерины II.
В 1770 году за портрет ректора Академии художеств Александра Кокоринова Левицкий стал академиком, а со следующего года стал преподавать. На протяжении многих лет он руководил портретным классом, из которого вышли многие выдающиеся художники-портретисты следующего поколения.
К тому времени слава Левицкого разрослась далеко за пределы Петербурга, заказать работу у него за честь считали как богатые дворяне, купцы, чиновники, так и даже представители императорской фамилии. Известны его работы в картинной галерее меценатов (портреты Прокофия Демидова, Никифора Сеземова, Богдана Умского) и серия картин «Смолянки» (портреты учениц Смольного института благородных девиц). Особенно знаменитой является серия «Смолянок», для написания которой ему позировали лучшие воспитанницы этого прославленного учебного заведения. Впервые в отечественной портретной живописи появился «ролевой портрет» - все девушки были изображены в театральных костюмах на сцене или на фоне декораций. Долгие годы эти портреты украшали Большой дворец в Петергофе, но после прихода Советской власти их переместили в Русский музей, в котором они выставлены и по сей день.
В 1783 году Левицкий написал один из самых знаменитых портретов императрицы под названием «Екатерине-Законодательнице в храме богини Правосудия», отразив в нём образ эпохи, пусть и далёкий от настоящего, но замечательно сложенный. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, а вместо императорской короны её причёска увенчана лавровым венцом. Позднее великий скульптор эпохи Федот Шубин изготовил по этому портрету статую «Екатерина-законодательница». Поэтическое описание картины оставил Иван Богданович:
Левицкий! Начертав Российско божество, Которым седьм морей покоится в отраде, Твоею кистью ты явил в Петровом граде Бессмертных красоту и смертных торжество.
Не знал отбоя Левицкий и от частных заказов. Можно сказать, что в своих работах он запечатлел лица своих современников для нас, далёких потомков. Сохранилось много портретов его работ выдающихся людей той эпохи – архитектора Николая Львова, певицы Анны Давиа, семь графа Артемия Воронцова, академика Дени Дидро, вице-канцера Александра Голицына, княгини Екатерины Дашковой, купца Ивана Билибинга, инженер-генерала Михаила Мордвинова, великой княгини Марии Фёдоровны (супруги великого князя Павла, будущего императора), канцлера Александра Безбородко – всех не перечислить.
В 1786 году Левицкий стал членом Совета Академии художеств. Он был первым академическим преподавателем, который стал разрешать студентам работать не только с манекенами, но и с живыми натурщиками – в ту пору это был большой прорыв. В этом выразилась его приверженность к максимальной естественности изображения. Не случайно Игорь Грабарь потом напишет, что: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».
Но отношения Левицкого с руководством академии вскоре значительно ухудшились, и в августе 1789 года он покинул её. Гонорары за государственные заказы прекратились, и художник стал испытывать нужду в денежных средствах. Не помогли его воззвания к сильным мира сего, которые совсем ещё недавно благоволили ему. Возможно, сказалась на этом его дружба с поэтами Николаем Новиковым и Василием Капнистом, считавшихся политически неблагонадёжными людьми.
Лишь спустя много лет, в 1807 году, он благодаря уговорам друзей вернулся в Академию художеств. Но вновь руководить портретным классом ему не доверили, не дали ему и государственных заказов. Так что последние десятилетия своей жизни он в основном рисовал заказные портреты, многие из них до наших дней не сохранились. И, хоть судьба подарила художнику довольно долгую жизнь, счастливой её не назовёшь. Не повезло ему и с исторической памятью – после смерти, которая последовала 4 (по новому стилю – 1 апреля) 1822 года, его могила на Смоленском кладбище Петербурга со временем пришла в запустение и была утеряна.
Сегодня работы Дмитрия Левицкого хранятся в крупнейших музеях нашей страны, в том числе в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
Обложка: Фрагмент автопортрета Дмитрия Левицкого. 1783 год. Челябинская областная картинная галерея. Источник: https://artchive.ru/
Новое
Видео
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава
Судьба России в контексте империй и революций ХХ века
Лектор: Ляпустин Борис Сергеевич Российский историк, кандидат исторических наук
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.