Владимир Мединский: Я не сторонник резких суждений о прошлом

Министр культуры Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский дал эксклюзивное интервью немецкому журналу Der Spiegel.
Владимиру Мединскому 47 лет, он — министр культуры Российской Федерации. А еще он — писатель и автор исторических бестселлеров, призванных укреплять национальную гордость русских. Кроме того, он возглавляет Российское военно-историческое общество. В октябре нынешнего года широко обсуждался вопрос о его докторской диссертации.
Der Spiegel: Г-н Мединский, вы в числе первых стали задумываться над тем, каким образом Россия должна встретить юбилейный год Русской революции. В 2015 году вы представили нации концепцию под названием «Примирение». Однако гражданская война между большевиками и их противниками, между «красными» и «белыми» давно закончилась. Кто и с кем должен сегодня еще примиряться?
Владимир Мединский: Сегодня нет ни красных, ни белых, ни зеленых, ни представителей других существовавших в то время партий. С того времени сменилось слишком много поколений. На мой взгляд, для 99% людей этот спор не вызывает большого интереса. Молодые люди в любом случае знают об этом очень мало. Речь идет, скорее, о том, чтобы мы правильно смотрели на собственную историю и примирились с ней.
— Давайте возьмем конкретный пример — символизирующий примирение памятник, который вы хотели открыть в Крыму к 100-летней годовщине Русской революции. Летом вы посетили место установки будущего памятника в Севастополе. Но затем начались протесты. И до сих пор этот памятник не установлен. Теперь говорят о том, что в ноябре этого года будет, по крайней мере, заложен его фундамент.
— Закладка фундамента была в очередной раз отложена. Новая дата еще не определена. Он будет открыт позднее, возможно, в следующем году. Мы называем его Памятником российского единства, а от слова «примирение» мы отказались.
— Он выглядит скорее как монумент победы: вверху на колонне стоит Родина-мать, а внизу — красноармеец и белогвардеец…
— Они должны символизировать братьев-близнецов, которые воевали по разные стороны, а теперь складывают оружие, поскольку осознали бессмысленность гражданской войны.
А Родина-мать возвышается над ними, поскольку Россия для нас — важнее всего. Для нас речь идет о непрерывности российской истории. Вы знаете, в 1990-е годы почти официальная позиция состояла в том, что после Советского Союза возникло совершенно новое государство. Кроме того, были такие люди, которые отвергали все новое и хотели вернуться назад в советское время. А третья сторона выступала за возвращение к монархии. Мы сегодня — это та же самая страна, которая прежде называлась Советским Союзом, а еще раньше — Российской Империей, Московским Царством, Киевской Русью, Новгородской Русью и так далее.
— Против этого памятника были протесты, организованные коммунистами и монархистами. И вообще, было много споров в этом юбилейном году. Церковь подвергает критике поддержанный вашим министерством фильм «Матильда», в котором Ларс Айдингер (Lars Eidinger) играет роль царя Николая II еще как молодого наследника престола, влюбленного в балерину. Это оскорбляет чувства верующих людей. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Это вполне обычный исторический фильм, историческая драма. Я нахожу смешным то, что о нем сегодня говорят в таких резких тонах. Я не теолог, но я знаю о том, что Николай II был провозглашен святым на том основании, что он принял смерть от рук большевиков, а не за то, что в юности вел себя как холостяк. Может быть, мы должны также обсуждать вопрос о юности апостола Павла?
— В соответствии с вашей концепцией примирения не имеет смысла осуждать предков. Руководители красных и белых должны занять достойное почитания место «в общем пантеоне» — по крайней мере, те из них, кто не совершил серьезных преступлений. Как это следует понимать? В России на каждом углу стоит памятник Ленину. А Ленин призывал к тому, чтобы убивать гражданское население. Он тоже заслуживает почитания?
— Я не сторонник резких суждений о прошлом. Мы и сами не знаем, как бы мы повели себя на месте наших предков. Это были не какие-то чужие нам люди — это были наши собственные деды и прадеды. Все они любили свою родину и искали свой путь — каждый по-своему.
— Ленин и любовь к родине? Он подчеркнуто осуждал патриотизм.
— Это верно, у Ленина была совершенно другая система ценностей. Однако с юридической точки зрения он не был осужден за преступления, а официально он является первым главой правительства советского государства. Только на основании своей должности он должен получить место в пантеоне памяти. Моральные суждения может высказывать кто угодно. Однако, по моему мнению, они никогда не должны быть основанием для разрушения памятников.
— Однако государство всегда поддерживает определенную систему ценностей. И это должно иметь последствия. И вы сами четыре года назад предлагали вынести тело Ленина из мавзолея и похоронить.
— В то время я был публицистом и депутатом, и тогда я мог себе позволить высказывать свое личное мнение. А теперь я министр и должен опираться на общественный консенсус. А по этому вопросу его не существует.
— Однако ваши собственные симпатии — не на стороне большевиков. Хотя бы потому, что они не захотели продолжить войну против немцев.
— Что касается этого конкретного вопроса — да, по моему мнению, выход из войны был большой исторической и политической ошибкой, а также предательством по отношению к сотням тысяч погибших. Получается, что они отдали свои жизни напрасно. В этом конкретном случае большевики поставили свои собственные интересы выше интересов государства. Однако в другое время они вели себя как государственные деятели.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
Галицийская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России