En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»

11.10.2017

Знаменитый советский карикатурист Борис Ефимович Ефимов прожил 108 лет и стал свидетелем всех важнейших событий своего времени: отречения царя, Революции, Великой Отечественной войны, перестройки… А многие из его антивоенных шаржей кажутся актуальными и в наши дни. Портал «История.РФ» расспросил о непростой судьбе Ефимова его внука, писателя Виктора Фрадкина.

«Карикатура была частью идеологии»

– Раннее творчество Бориса Ефимовича пришлось на 1920-е годы. В это время прежняя социальная иерархия уже не работала, а новая еще не была выстроена. Какие возможности были у политической сатиры в это время?

– В это время Борис Ефимович находился в Киеве. Если я не ошибаюсь, тогда в городе произошло четырнадцать или двенадцать смен власти. Когда у власти находился гетман Скоропадский, то там, как и в царской России, была демократия – можно было рисовать на любую тему. Когда пришла советская власть, рисунки приобрели антиимпериалистический характер. Хотя тогда Борис Ефимович опубликовал достаточно злой шарж на Троцкого и Ленина…   

«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»

– Ваш дедушка разделял ценности коммунистического общества?

– Конечно! Он был человеком своего времени. Он разделял идеи, которые тогда провозглашались: равенство, справедливость и так далее. Кстати, в этих идеях нет ничего плохого! Это хорошие идеи! Библейские! Но то, как они потом были воплощены в жизнь, – совсем другое дело.

– Советский Союз был провозглашен бесклассовым обществом. Была ли у политической сатиры особая социальная роль в новом государстве?

– Это была пропаганда. Политическая сатира возникла не при советской власти. Она появилась в царское время и была достаточно злой. Несмотря на то, что цензура не пропускала изображений на самого императора, карикатуристы находили другой выход: они изображали царя в виде шишки.

«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»

В Советском Союзе карикатура была идеологической. Она была направлена против власти международного капитала. Сначала это были антинемецкие рисунки, потом антифранцузские и антианглийские…

В СССР не поощрялись карикатуры на членов правительства. Например, в 1920-х годах Борис Ефимович хотел опубликовать дружеский шарж на Сталина, но тот ему не разрешил.

«Сталин ценил Ефимова»

– С приходом к власти Сталина возможности политической сатиры резко изменились?

– И да и нет. Если в предыдущий период можно было рисовать шаржи на Ленина и Троцкого, то при Сталине это уже было невозможно. Сталин не любил публичности. Другое дело, что направленность сатиры по-прежнему оставалась антикапиталистической. Этому придавалось большое значение, потому что практически в каждой газете на первой полосе печатались антикапиталистические карикатуры. Тот же Сталин в 1947 году, в самом начале холодной войны, лично заказал у Ефимова карикатуру на командующего союзной армией и будущего президента США Эйзенхауэра. 

«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»

– Каким было отношение Бориса Ефимовича к Сталину?

– К Сталину у него было двоякое отношение. С одной стороны, он понимал, что это был жесткий, совершенно непредсказуемый человек. С другой – Сталин ведь арестовал его брата, и обычно за арестом одного брата следовал арест второго. Однако этого не произошло. Человек из ЦК рассказывал, что, когда Берия показал Сталину записку о необходимости ареста Ефимова, тот ответил: «Не трогать!» Он ценил Ефимова как карикатуриста.

– Известно, что в годы Великой Отечественной войны Гитлер был знаком с карикатурами Бориса Ефимовича. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?

– Гитлер еще до войны издал большой альбом карикатур на него. В этот альбом вошли и карикатуры моего деда. Кроме того, Гитлер интересовался советской прессой и, естественно, в каждом издании натыкался на антинацистские карикатуры. Он даже выписал записку про Ефимова: «При взятии Москвы найти и повесить». Бориса Ефимовича считали врагом нацистской Германии. Он относился к этому с юмором. Можно было гордиться тем, что его записали в личные враги рейха.

«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»

«При любой власти всегда есть хорошее»

– Карикатуры в принципе имеют свойство устаревать, но шаржи Ефимова кажутся актуальными и в наше время…

– Дело в том, что сохранилась прежняя проблема: противостояние с Западом.  Просто в то время противостояние имело идеологические причины, а в наше время – причины экономические и политические. Да и тема фашизма так до конца и не исчезла из нашей жизни. Вот на Украине сейчас активно действуют националистические группы... 

– Работы Бориса Ефимовича зависели в большей степени от повестки дня или от внутренней творческой эволюции?

– Ефимов был политическим карикатуристом, поэтому его работы шли в русле советской политики. Сначала это были антифашистские, гитлеровские карикатуры. После подписания мирного договора предметом сатиры стали страны Запада… При этом он много раз бывал за границей и видел, что наша пропаганда говорила не всю правду. Но он считал нужным это делать, потому что жил в нашей стране.

«Сталин сказал: “Не трогать!” Гитлер написал: “Повесить!”»

– Но разве возможно так талантливо делать то, во что хотя бы отчасти не веришь?

– Как раз это возможно! Понимаете, ведь это все условно. При любой власти всегда есть хорошее. А у людей немного циничный взгляд на все это.

– Как Борис Ефимович относился к перестройке?

– К перестройке он очень хорошо отнесся. Ему очень нравилось, что появлялись новые статьи в том же «Огоньке» и литературных журналах. Он рисовал шаржи и на Горбачева, и на Ельцина… Горбачева он очень любил. А потом не стало заказов на рисунки: в 90-х исчезли газеты, в которых они могли появляться.

– Борис Ефимович рисовал что-то помимо политической сатиры?

– Да, конечно. Иногда он просто делал натюрморты. Он иллюстрировал много книг: сказочника Гауфа, Салтыкова-Щедрина, Гашека. Он очень любил эти рисунки, потому что в них не было никакой политики. Можно было рисовать в свое удовольствие.

Теги:
История белого движенияИстория музыкиИстория цивилизацийНовейшая историяПолитическая история
33225

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте