En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Краткий курс истории. Спор двух календарей

04.10.2017

4 октября 1582 года Папа Римский Григорий XIII ввел григорианский календарь, заменивший календарь юлианский, следующий день объявлялся 15 октября. В течение последующих месяцев, лет и столетий многие страны перешли именно на его использование.

Безальтернативный Цезарь

Первым наиболее точным солнечным календарем, которым пользовались в Древнем Риме и государствах, сложившихся на его обломках, был юлианский календарь. Его создали астрономы Гая Юлия Цезаря (отсюда название календаря) еще во времена его правления, в середине I века до н. э. Разрабатывая новую систему летоисчисления, они ориентировались на последовательное прохождение Солнцем точки равноденствия. По такой системе год составлял 365 дней, а каждый четвертый год объявлялся високосным. Более полутора тысяч лет никому не удавалось предложить юлианскому календарю достойной альтернативы.

Краткий курс истории. Спор двух календарей

Пасхальная строгость

В XVI веке н. э. Папа Григорий XIII обратил внимание на то, что, согласно юлианскому календарю, Пасха (праздник Воскресения Христова) ежегодно выпадает на разные дни недели, хотя должна праздноваться именно в воскресенье. То есть стало заметно, что день весеннего равноденствия смещается. В результате был разработан григорианский календарь. Он, так же как и юлианский, был солнечным и насчитывал 365 дней в году. Отличие состояло в определении високосного года. По григорианскому календарю, если год заканчивался на 00 и не делился на 400 без остатка, то это был не високосный год. Например, год 1800- и 2100-й – не високосные, а 1600-, 2000- и 2400-й – високосные. В остальных случаях каждый год, кратный четырем (но не кратный 100), – високосный.

Краткий курс истории. Спор двух календарей

Календарные споры

Два календаря продолжили существовать параллельно, хотя в большинстве стран использовался именно григорианский. Православная церковь продолжает руководствоваться юлианским календарем, учитывая богословскую сторону вопроса. Согласно Апостольским правилам, не допускается празднование христианской Пасхи до иудейской, а григорианский календарь нарушает эту последовательность. При этом Католическая и Протестантские церкви руководствуются григорианским календарем. Однако григорианский календарь является общепринятым для всех стран мира при международных отношениях.

Теги:
История белого движенияИстория музыкиВеликая Отечественная войнаНовейшая история
7394

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте