Сколько лет осталось до «восстания машин»?

На днях основатель компаний SpaceX и Tesla, видный канадско-американский инженер и предприниматель Илон Маск, в очередной раз высказал опасения по поводу стремительного развития технологий разных стран в сфере искусственного интеллекта.
Стоит отметить, что подобные заявления из уст (а точнее, соцсетей) Маска звучат далеко не впервые. В этот раз поводом для его тревоги послужили слова главы РФ Владимира Путина, который упомянул о важности создания искусственного интеллекта.
«Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы», – сказал президент. Маск, судя по всему, уловил только последнюю часть фразы и не преминул отреагировать в своем «Твиттере». «Китай, Россия, вскоре все страны станут сильными благодаря высокому уровню развития компьютерных наук. Гонка за лидерство в сфере искусственного интеллекта, скорее всего, на мой взгляд, приведет к Третьей мировой войне», – с тревогой заметил бизнесмен.
На заявление Маска тут же отреагировали мировые СМИ, а в американской газете Bloomberg даже вышла статья под названием «Отнеситесь серьезно к словам Илона Маска об угрозе со стороны России в области искусственного интеллекта».
Стоит ли в самом деле опасаться восстания машин и можно ли его предотвратить? Об этом «История.РФ» попросила рассказать Олега Демидова, консультанта ПИР-Центра – авторитетной организации, занимающейся вопросами международной безопасности, включая темы информационной безопасности и глобального управления интернетом.
– Олег, стоит ли всерьез воспринимать слова Маска о глобальной угрозе искусственного разума?
– Заявление Маска надо рассматривать, скорее, применительно к долгосрочному временному горизонту. Маск – деятель-визионер, он привык мыслить долгосрочными категориями и делать исходя из этого свои заявления. Если посмотреть предыдущие громкие медийные поводы, которые он давал, то он, к примеру, предлагал Марс терраформировать* и еще что-то сделать такого порядка. Вот это заявление про угрозу развязывания Третьей мировой войны искусственным интеллектом – это заявление, которое тоже надо рассматривать в контексте долгосрочного временного горизонта.
– Сколько времени должно пройти, прежде чем искусственный интеллект сможет стать реальной угрозой для людей?
– Двадцать, тридцать лет и больше.
– На сегодняшний день восстания машин можно не опасаться?
– Сейчас у нас такой проблемы нет. Собственно, у нас нет и полноценного, сильного в его программистском понимании искусственного интеллекта. Его создание в ближайшие годы под вопросом; пока непонятно, как к нему прийти. Все, что мы имеем сейчас в плане реальных угроз, связанных с автоматизированной техникой, с техникой, которая использует какое-то программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта, – это угроза либо взлома такой техники, либо просто каких-то каскадных ошибок, вызванных ошибками в коде.
– Что, если такой сбой произойдет при работе военной техники?
– В принципе, к каким-то инцидентам с вооружениями это привести может. Например, если мы представим себе ситуацию какой-то критической программной ошибки в программном обеспечении, которое обеспечивает управление комплексной военной техникой, например такой, как ракетная артиллерия или система противовоздушной обороны, то это может повлечь какие-то последствия. Особенно если по каким-то причинам там произойдет некорректное распознавание цели и, например, какой-то гражданский объект, например гражданский воздушный борт, будет распознан системой как военная цель. То есть, в принципе, такие моменты возможны, они даже могут быть очень серьезными, могут провоцировать какие-то международные кризисы. Но это не развязывание войны искусственным интеллектом, это не то, о чем надо говорить.
– Даже в Америке отмечают, что крупные российские IT-компании, такие как «Яндекс» и Mail.ru Group, вкладывают огромные средства в научные исследования в области искусственного интеллекта и создают продукты на базе нейронных сетей. Так ли это? Насколько активно идет процесс инвестирования в данной области?
– Да, самообучающиеся сети, сервисы, образцы программного обеспечения – сейчас большой тренд на рынке. В гражданской сфере это находит применение в различных нишах. Например, боты, способные заместить человеческий персонал при выполнении каких-то простых диалогов, продаже простых услуг, совершении простых транзакций, и другие гражданские коммерческие применения. Ну и конечно, определенный интерес к этому испытывают военные, которые вкладываются в разработки с элементами искусственного интеллекта. Все вкладываются по мере возможностей, это магистральное направление инвестиций.
* Терраформирование (лат. terra – земля и forma – вид) – изменение климатических условий планеты, спутника или же иного космического тела для приведения атмосферы, температуры и экологических условий в состояние, пригодное для обитания земных животных и растений.
Новое
Видео
Галицийская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России