Россия и Индия – от Древней Руси до Петра Великого

Далёкие страны связывали опосредованные культурные и экономические контакты вплоть до XVII века, когда в России на постоянной основе появились индийские торговцы, а цари попытались установить прямые отношения с империей Великих Моголов.
«…Царство Великия Индии — искони царство славно; пространство же имеют Великия Индеи во все стороны широко, град же и сел бесчисленно много, яко звезд в небеси, простирает же ся и до Китайского царства, а в другую сторону до Восточного моря. Бывало в нем благочестие, крещена от святых апостол, ныне же заблудишися: служат солнцу и луне и звездам и огню и воде поклоняются…». Такое описание Индии содержалось в русском азбуковнике XVII века, аналоге современных энциклопедий. Хотя официальные дипломатические отношения с этой страной Россия установила лишь в 1947 году, после обретения ею независимости, русско-индийские контакты, прямые или опосредованные, имели место быть ещё с эпохи Древней Руси.
Индия и Древняя Русь: книжный образ
Письменных свидетельств о прямых контактах русских князей с правителями индийских средневековых государств исследователи не установили – скорее всего их и не существовала из-за значительной географической удалённости. Вероятно, тем не менее, что отдельные случаи встреч русских купцов и индийских торговцев имели место быть. Арабский путешественник Ибн Фалдан, в первой половине X века путешествовавший по Волге и посетивший Волжскую Булгарию, сообщал о том, что «синдийце», проводившем торговые операции на волжско-каспийском торговом пути. Интересно, что другой автор, Ал-Бакри, отмечал: «у них [русов] обычаи, подобные обычаям индийцев».
Конечно, это наблюдение не говорит о прочных культурных связях Индии и Руси. Тем не менее, некоторые достижения из Индостана доходили до Древнерусского государства транзитом через страны Средней Азии – так, например, до нас дошли шахматы, которые довольно рано стали популярным способом времяпрепровождения князей.
Другим маршрутом, через который сведения об Индии достигали Руси, были Балканы. Сочинения античных и раннехристианских авторов, в которых встречались зачастую фантастические рассказы об Индии и история похода на эту страну Александра Македонского, в греческом переводе византийских книжников попадали на Русь, где они становились достоянием церковных и светских читателей. Образы, связанный с этой далёкой страной, довольно прочно входили в культурный код Древней Руси. Так, например, фразеологизм «постимся, как рахмане» или прилагательное «рахманный» («смиренный») пошёл от названия высшей индуистской касты.
Некоторые церковные произведения, распространённые в Древней Руси, происходили именно из Индии. Среди них можно назвать «Повесть о Варлааме и Иоасафе, царевиче индийском», источником которой стала биография Будды, и «Стефанит и Ихнилат», сборник басен, который был переложением санскритской прозы «Панчатантры».
Из книг на Руси сложилось представление об Индии, как о фантастической стране, населённой не менее фантастическими животными. Богатые города, экзотическая природа – все эти атрибуты часто присутствовали в сочинениях, которые переводили славянские книжники. Однако свидетельств о непосредственных путешествиях в Индию найдено не было. Они появляются лишь в XV веке.
Афанасий Никитин – первый русский в Индии
В новой для Руси исторической эпохе гипотетические случаи взаимодействия русских и индусов могли происходить лишь при «посредничестве» Золотой Орды. Князья индийских государств поддерживали тесные торговые контакты с «улусом Джучи», которому подчинялись русские государства. Исторические источники сообщают и о непосредственном присутствии славян на территории Индии – так, русские невольники приняли участие в междоусобной борьбе в Делийском султанате, став частью армии Гази Малика, занявшего престол в 1320 году.
Первый задокументированный и подробно описанный случай пребывания русского подданного в Индии (причём не в Дели, а в Бахманийском султанате, расположенном на юге полуострова) – это путешествие купца Афанасия Никитина. Его «Хождение за три моря», написанное после возвращения на родину, было достаточно популярным произведением для своего времени. Конечно, русский торговец отдавал себе отчёт в том, куда он направляется – судя по всему, он выяснил достаточно много информации у своих иностранных коллег. Тем не менее, прибыв в Индию, Никитин был сильно разочарован: «Меня обманули псы-бусурмане. Они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… товар только для бусурманской земли».
К сожалению, путешествие Афанасия Никитина было исключением из правил. Тесных торговых контактов установить не удалось. Даже после того, как европейские мореплаватели усилиями Васко да Гамы обнаружили путь в Индию, в Московском княжестве не стремились приложить усилия на этом направлении. Поэтому инициаторами поиска сухопутных путей в восточные страны (интересовались не только Индией, но и Китаем) становились европейские путешественники, прибывавшие в Москву и просившие разрешения на транзит у великих князей.
Однако Никоновская летопись упоминает один любопытный эпизод, связанный с российско-индийскими отношениями. В 1532 году ко двору Василия III прибыл посланник от Бабура, основателя империи Великих Моголов. Дипломат передал русскому князю грамоту, в которой среднеазиатский завоеватель предлагал свою дружбу и братство. Василий отнёсся к этому сдержанно и не ответил на предложение. Подлинность этого события ставится под сомнение – грамота Бабура не сохранилась, да и сам падишах в 1532 году уже два года как был мёртв.
Астраханский торговый двор и первые посольства
С укреплением русского государства начинают расширяться и его торговые контакты. Уже на рубеже XVI – XVII веков непосредственно известно как о русских купцах в Индии, так и об индийских торговцах на территории России. Так, Леонтий Юдин на протяжении пяти лет жил в Бухаре и Северной Индии, однако, подробные сведения о его пребывании за границей до нас не дошли. В XVII веке в Астрахани на постоянной основе появляются индийские купцы. В 1649 году в городе появляется специальный индийский двор, а за два года до этого Алексей Михайлович предписывал астраханским воеводам строго охранять интересы иноземцев.
Развитие торговых отношений стало причиной попыток России установить прямые контакты с империей Великих Моголов. Первые два посольства, состоявшиеся в 1646 и 1651 годах, даже не достигли пределов империи. В 1675 году ко двору Аурангзеба был отправлен Мухаммад Юсуф-Касимов. Он достиг Кабула, однако в Дели допущен не был – император моголов не был заинтересован в сотрудничестве с Россией. Более того, Касимову, как мусульманину, было предложено перейти на индийскую службу, но дипломат отказался и благополучно вернулся на родину.
Новая попытка добиться аудиенции у Аурангзеба состоялась в 1695 году. Главой торговой экспедиции стал купец Семён Маленькой. Он смог транзитом из Персии достичь империи Великих Моголов и предстать перед императором, который позволил торговцу беспошлинно закупать индийские товары. Русский посланник скончался в 1701 году, возвращаясь на родину.
Успех этой экспедиции открыл новую страницу в истории русско-индийских отношений. В новом столетии и торговые, и политические контакты заметно расширились – во многом благодаря личному интересу Петра Великого.
Обложка: https://bogoslov.ru/
Новое
Видео
1812. Полководцы
1812. Полководцы
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
18 апреля 1242 год Ледовое побоище
18 апреля 1242 года – День воинской славы России. На льду Чудского озера русские воины новгородского князя Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями Ливонского ордена. Вырвавшиеся из окружения немцы бежали на запад, часть из них провалилась под лёд