Первое «потаённое судно»: каким оно было?

Люди всегда стремились проникнуть в морские глубины. Мечтал об этом Александр Великий, делал чертежи своих изобретений Леонардо да Винчи. Предки славян умудрялись длительное время проводить под водой, дыша через камышинку. Французский иезуит Фурнье, побывавший в Константинополе, писал удивительные вещи о нападении славян на турецкие города: «Они являлись неожиданно, они поднимались прямо со дна моря и повергали в ужас всех береговых жителей и воинов…» Был еще и легендарный Садко, который запросто, без каких-либо специальных приспособлений ходил в гости к царю морскому.
Сегодня российский подводный флот однозначно впереди планеты всей. Наши субмарины легко пересекают подо льдом Северный полюс, могут обогнуть земной шар не всплывая, опускаются на глубину более 1000 метров и двигаются со скоростью 80 километров в час.
Реконструкция варианта «потаенного судна» Никонова
1.Проницаемая часть корпуса со шпигатами. 2. Рабочий отсек. 3. Шлюзовой отсек.
4. Прочная надстройка. 5. Входной люк. 6. Люк входа в шлюзовой отсек.
7. Люк выхода в море. 8. Цистерна главного балласта с (8*) доской равномерного ее заполнения.
9. Арматура заполнения и вентиляции ЦГБ. 10. Помпа осушения ЦГБ.
11. Твердый балласт. 12, 13, 14. Клапана заполнения и осушения шлюзового отсека.
15. Весла. 16. Смотровые окна. 17. Руль. 18. Ракеты.
А начиналось все это почти 300 лет назад. Именно тогда, в 1718 году, неграмотный плотник из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов подал на имя царя челобитную на постройку «потаённого судна». Очень важно, что этот документ сохранился в архивах, а предложение плотника не оставило равнодушным царя. Петр I вызвал мастера в Санкт-Петербург, лично с ним встретился и распорядился, «таясь от чужого глаза», построить сначала модель судна, а уж потом…
31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия оформила указ, Никонов получил звание мастера «потаённых судов» и приступил к строительству первого судна-модели. На Галерном дворе был выделен специальный участок, и 3 марта 1720 года закипела работа.
В январе 1721 года строительство завершили, но испытание было проведено только весной 1724-го. Важно отметить, что Петр I очень внимательно следил за строительством, часто бывал на верфи, наблюдал и давал советы. Первое испытание было не очень удачным, и царь распорядился, чтобы «никто конфуза в вину не ставил». Работы продолжились. Петр I из-за ухудшения здоровья реже стал бывать на строительстве «потаённого судна», да и в адрес Никонова стали поступать обвинения в перерасходе средств, затягивании сроков.
Через год состоялись повторные испытания, которые также не дали желаемых результатов. Екатерина I велела продолжить работы над проектом. Результаты не удовлетворили членов Адмиралтейств-коллегии. Никонова разжаловали в простые адмиралтейские работники и отправили в Астраханское адмиралтейство. А само первое «потаённое судно» было заперто в амбар, где благополучно сгнило…
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.