Обычай войны
Добивали ли русские и немцы сбитых вражеских летчиков, спускавшихся на парашютах? Война – это не Олимпиада. В ходе боя, когда ожесточение достигает крайнего предела, возможно всякое. Вот и в «А зори здесь тихие» старшина пытался остановить зенитчицу – да не успел. Благородство в любой момент может уступить место ненависти. Но любой случай проявления гуманизма в ТОЙ войне, при ТОМ ожесточении заслуживает внимания…
У нас нет свидетельств, чтобы в советской или немецкой военной авиации были специальные инструкции относительно сбитых пилотов противника. С началом войны и у немцев, и у нас сбивали сотни и тысячи летчиков, и многие из них либо возвращались в свои части (если сбит на своей территории), либо попадали в плен. Лучший немецкий асс Э. Хартман в 1943 г. приземлился на поврежденном самолете на советской территории, был взят в плен, но сумел бежать. В советский лагерь он попал только в 1945 г.
Другими словами, можно сказать, что определенные законы и обычаи войны, гласящие, что нельзя добивать сбитого летчика, выпрыгнувшего на парашюте, в какой-то мере соблюдались на Восточном фронте. Но не всегда и не повсеместно. В период особенно кровопролитных боев имели место факты, когда выпрыгнувших из подбитого самолета пилотов добивали в воздухе или на земле. В парашютиста не только стреляли, но и пытались подрезать стропы крыльями. Так было в период боев за Ржев и на Дону (1942 год), на Кубани (1943 год) и др. Немцы боялись и болезненно относились к нашим воздушным таранам и часто добивали нашего летчика в воздухе, который ранее протаранил германскую машину. Так было со ст. лейтенантом М.Д. Барановым (имевшим 24 победы), который в августе 1942 г. таранил немецкий истребитель и выбросился затем на парашюте. Германские пилоты обстреливали его, но, к счастью, в тот момент убить не смогли.
Есть факты, говорящие, что наших пилотов на парашютах добивали и в конце войны, когда за штурвалы немецких самолетов сели молодые летчики, воспитанные целиком в нацистском духе. Вместе с их армией для молодых нацистов рушился и весь мир, и они хотели унести в могилу вместе с собой как можно больше советских людей.
Наши пилоты также в отдельных случаях добивали немецких парашютистов, но, как правило, в ответ на ранее свершившееся подобное действие со стороны германских пилотов.
Однако если советская пропаганда подчеркивала, что с противником, попавшим в плен нужно обращаться хорошо, то немцев запугивали, что русские добивают всех пленных (в том числе достреливают в воздухе). Об этом факте запугивания со стороны нацистской пропаганды говорят многочисленные показания германских военнослужащих (в т.ч. числе летчиков), оказавшихся в советском плену.
Отдельно стоит сказать о поведении летчиков западных союзников. Факты показывают, что они с бОльшим удовольствием, чем кто-либо, добивали в 1944-1945 гг. немецких летчиков, спускавшихся на парашюте (об этом свидетельствуют немецкие ветераны). В этом деле отличались, прежде всего, американцы. Почему? Очевидно, в первую очередь, из-за рационализма. Сбитые в воздухе немцы спускались, как правило, на свою территорию, а значит, через несколько часов вновь могли встать в строй и сбивать американские «летающие крепости». Следовательно – надо добивать, чтобы вновь не встречаться с истребителями противника.
Новое
Видео
СССР. Атомная энергетика.
СССР. Атомная энергетика.
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.
Галицийская битва. (видеоблог Петра Романова)
Галицийская битва. (видеоблог Петра Романова)