О жертвах нацизма замолвите слово или мысли об одной знаковой дате
27 января 2014 года и два события, отмечающиеся в этот день – 70-летие снятия блокады Ленинграда и Международный день памяти Холокоста – были отмечены в нашей стране громко. Сначала 26 января телеканал «Дождь» на своём сайте провел опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?», задевший за живое многих – и ветеранов-блокадников, и молодых пользователей Интернета, потом 31 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы» разразился скандал с участием министра культуры РФ В.Р. Мединского, который якобы усомнился в правоте организации спецпитания для руководившего обороной Ленинграда в период блокады А.А. Жданова и его приближенных.
Даниил Гранин, наш 95-летний патриарх советской и российской литературы, выступая в Берлине накануне 27 января, отметил неразрывную связь между освобождением Освенцима, который стал Международным днем памяти Холокоста, и блокадой Ленинграда – там тоже шло планомерное уничтожение мирного населения, а число погибших от голода превысило 630 тысяч человек (Сведения городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения ЦГА СПб, Ф.8357. Оп.6. Д. 1108 Л. 46-47) – это сопоставимо с количеством лиц еврейской национальности, уничтоженных фашистами в Австрии, Бельгии, Венгрии и Чехословакии, вместе взятых…
Освобождению Освенцима была не юбилейная дата, поэтому доминировал в конце января не Холокост, а Ленинград и перипетии с блокадой. Не стану излагать подробности, они с помощью Интернета общеизвестны. Обращаю только внимание, что в самой Германии 27 января отмечается с 1996 г. как национальный день памяти жертв национал-социализма. Немцы не делают различия между национальностью убиенных в годы Второй мировой войны, хотя в той же Германии существует закон, предписывающий уголовное наказание за любые попытки отрицать, что в годы Третьего рейха фашисты уничтожили около шести миллионов евреев.
Возникает вопрос: а нужно ли сегодня, в год 100-летия начала Первой мировой войны, незадолго до 70-летия окончания уже Второй мировой войны, делить жертвы по национальному признаку? Да, трагедия еврейского народа страшна. Но еще пять лет назад Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем послании по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января 2009 года отмечал: «Сегодня мы чтим память миллионов жертв нацизма — почти одной трети еврейского народа и бесчисленных представителей других меньшинств, — которые подверглись жестокой дискриминации, лишениям, зверствам и убийствам» (http://www.un.org/russian/sg/messages/2009/holocaustremembrance09.shtml)
Сильны только объединенные нации. 70 лет тому назад наши предки, жившие в СССР, не делили жертв и героев по национальному признаку. Они объединились и победили. Так зачем же сегодня в многонациональной России уточнять, чьи жертвы были значительнее? Ведь русских только среди военнослужащих погибло около шести миллионов – ровно столько, сколько евреев по всем странам. А если сюда присовокупить мирное население?
Опрос на сайте «Дождя» о возможности сдачи Ленинграда посчитали некорректным. Несмотря на извинения и удаление материала. А как быть тогда с известным вопросом М.Ю. Лермонтова в его «Бородино»? «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?»… С таким же успехом и этот вопрос можно посчитать провокационным…
Естественно, что общество сегодня волнуют вопросы, а можно ли было избежать жертв среди мирного населения в годы Великой Отечественной? Сохранить жизни солдат и офицеров, вовремя отступив или не начав наступление к очередной памятной дате… Что крамольного в этом желании?
В преддверии великого юбилея государству надо просто ввести в оборот многие документы, которые до сих пор находятся под грифом «секретно». Общество XXI века должно знать, что на самом деле происходило на фронте и в тылу самой кровопролитной войны ХХ столетия. Считаю, что Российское военно-историческое общество и его председатель Владимир Ростиславович Мединский может и должно поставить вопрос перед руководством государства, министерства обороны о необходимости такого шага. Чтобы 27 января уже 2015 года мы не спорили, сколько пирожных или конфет съел А.А. Жданов, или сколько человек и каких национальностей погибло в блокадном Ленинграде или за его освобождение.
С подачи Светланы Алексиевич мы знаем, что у «Войны не женское лицо». У жертв войны нет национальности. Погибшие приблизили нашу общую Победу и позволили родиться послевоенному поколению… Перефразируя строки «Реквиема» Р.И. Рождественского, о тех, кто уже не придет никогда, надо просто помнить. Не спрашивая паспорт. Тем более, что в нынешних российских паспортах вот уже 17 лет нет графы «национальность»…
Новое
Видео
Внутренняя жизнь России во второй половине царствования Ивана Грозного
В лекции рассматривается вторая половина царствования Ивана IV, когда он превращается в Ивана Грозного, а характер царской власти приобретает черты деспотии. В лекции представлена политика государственного террора в период Опричнины (1565-1572 гг.) Осмысляются ее причины, подводятся ее негативные итоги для развития российского хозяйства, общества, политической системы, нравственной атмосферы в стране. Проанализирована внешняя политика России в 1560-1584 гг. В частности, рассмотрен завершающий период Ливонской войны, не принесшей России победы. Показано начало покорения Сибири, поход дружины Ермака. Анализируется внутренняя жизнь России в 1572-1584 гг., в том числе причины роста закрепостительных тенденций. Приводится рассказ о последнем дне жизни Грозного царя, итогах его царствования для внутреннего состояния России.
Холодная война: Суэцкий кризис.
Холодная война: Суэцкий кризис.
Памятные даты военной истории России
Невская битва. Памятные даты военной истории России