О многообразии государственностей в России

Как-то по весне украинские власти выдвинулись с крайне интересной инициативой: переименовать Украину в Россию, а Россию – вот что-нибудь другое. Жаль, что эта затея, по киевскому обыкновению, закончилась ничем. Сама-то идея показательная: она очень точно, хотя и интуитивно, определяет национально-культурную составляющую самой сути российской государственности, а также лейтмотив нашего спецпроекта «История народов России». Это не говоря уже о том, что сама по себе такая постановка вопроса напрочь опровергает глупость, которую сморозил один из предыдущих предводителей местной самостийности: мол, «Украина – не Россия»: быть Россией всё-таки лучше и понятнее.
Аксиомы суверенитета
Ну, раз уж Киев подкачал, придётся воспользоваться для разговора на эту тему безошибочным «датским» поводом – годовщиной дискуссии между Лениным и Сталиным о принципах устройства Советского Союза. Более подробно о тогдашних позициях сторон читайте в рубрике «Сегодня в прошлом» у моего коллеги Ивана Зацарина. Для нас же сейчас важно выделить две аксиомы, признаваемые обоими советскими вождями:
- государственность и суверенитет, максимально распространённые на всё пространство исторической Большой России – безусловны и не подлежат обсуждению;
- российская цивилизация, в свою очередь, есть единство разных этносов и культур, задачей является определение оптимальной формы их сочленения в едином и цельном государстве на основании некой единой культурной сверхценности.
Это – то, что незыблемо. Остальное – тактика, которая определяется обстоятельствами постоянно меняющегося мира, текущими (тактическими или стратегическими, утопическими или блестяще-инновационными) задачами, идеологией и проектами совершенствования.
Это и есть «единая и неделимая», о которой незадолго до ленинско-сталинской дискуссии патетично рассказывали друг другу идеологи Белого движения, только для Советской власти это не лозунги, а практика государственного строительства. Но это так, в скобках – как заметка к отдельному разговору ввиду 100-летней годовщины Революции. Мы же сейчас – об истории народов России.
Закономерности национальных самосознаний
И вот по этой части нам важно отметить ещё одну аксиому: история народов России, история каждого народа России – сущность не застывшая, а развивающаяся согласно множеству общих и своих уникальных закономерностей. И, как историю России в целом мы на нашем портале рассматриваем в жёсткой логике государственности и суверенитета, так и история её народов – это в том числе и история развития их государственности. Множества государственностей, точнее сказать.
У нас есть народы, чья культура насчитывает многовековую историю и которые имели свою государственность задолго до того, как где-то у Новгорода объявился Рюрик.
У нас есть народы, чья культура государственности возникла и развивалась в составе России и под влиянием и с даже прямой помощью российской культуры государственности.
У нас есть народы, чей проект государственного строительства долгое время конкурировал с российским: какой-то просто был угрозой безопасности, а какой-то и вовсе не без оснований претендовал на то, чтобы стать Россией (то есть центром «собирания русских земель», хребтом евразийской сверхдержавы).
У нас есть народы, которые в принципе существуют только потому, что когда-то оказались в составе России.
У нас есть народы, которые пришли к России по доброй воле – или под давлением внешней агрессии, ища у России защиты.
У нас есть народы, которые стали Россией как-то незаметно для себя – по мере освоения русскими далёких земель.
У нас есть народы, которые были завоёваны, включены в Россию силой оружия – из соображений российской безопасности.
У нас есть народы, которые в своей истории то были Россией, то не были – и так по несколько раз.
Да, собственно, и сама Россия – Московия как ядро современного государства – 300 лет была глухой западной провинцией Золотой Орды и в результате «национально-освободительной борьбы» каким-то хитрым образом собрала под своей державой саму Золотую Орду.
Да, и ещё на всей этой многовековой исторической дистанции у всех народов на любой вкус трансформировались и сменялись политические режимы, формы государственности и общественные формации.
Какая закономерность во всём этом историческом разнообразии очевидна?
Та закономерность, что у любого народа рано или поздно просыпается инстинкт собственной государственности, рано или поздно возникает практическая тяга к реализации тех или иных форм государственного самообустройства.
Закономерности единой государственности
С этой естественной закономерностью можно поступать, грубо говоря, двумя способами: или принимать во внимание, или подавлять.
С тех пор, как Московское княжество со времён Ивана III стало неуклонно превращаться в Россию, наша держава в своей интеграционной (имперской или союзной) практике пробовала оба способа. Но визитной карточкой российской государственности стал всё-таки первый: «принимать во внимание», понимать и уважать самобытность и интересы других народов – и уже с этих позиций встраивать их в свой державный контур. Так что «право наций на самоопределение» вовсе не Ленин придумал – хотя да, сказанул красиво.
Это тот же самый принцип «мира по-русски», который мы с вами обсуждали недавно в ретро-рецензии на «Семнадцать мгновений весны»: мира, в котором русские признают чужой суверенитет, а подчас к нему даже и принуждают. Это тот принцип, который мы исторически наблюдаем во внешней политике России – вплоть до сегодняшней миссии в Сирии. Это тот принцип, который Россия сегодня убедительно предлагает как основу нового мироустройства – которое должно прийти на смену умирающей уницифированно-однополярной «глобализации».
Для нас это естественно: наша страна так и устроена, многонациональная Россия на протяжении всей своей истории – сама по себе и есть модель, образец гармоничного устройства многообразного мира.
Впрочем, эта образцовая гармония, – она лёгкой жизни не обещает. Потому что сделана вечно переменных – и в пространстве, и во времени, и по существу. И кризисы в этой гармонии – дело обычное.
Гармония нуждается в повседневном уходе
Вот сталинско-ленинский спор, с которого мы начали, – показательный пример такого кризиса.
К началу ХХ века национальный вопрос стал одной из тяжелейших составляющих системного кризиса российской государственности. Накопилась критическая масса естественных позывов национальных окраин империи к самоопределению – от Прибалтики до Туркестана. Она и рванула: в разгар Гражданской войны «парад суверенитетов» насчитывал сотни участников. И ведь это притом, что, вопреки расхожему мифу, Российская империя никакой тюрьмой народов и близко не была: национальная политика у нас и тогда была весьма гибкой и лояльной, в полном соответствии с изложенными выше принципами. Однако даже в рамках этой гибкости/лояльности вызов национальных самоопределений оставался без адекватного ответа: объективно требовались радикальные и при этом системные, даже «инновационные» решения.
Советская власть такие решения и предложила: переформатирование империи в союзное государство. Большевики, как и их предшественники-самодержцы, не стали бороться с национальным самосознанием, а упаковали его в национальный суверенитет – даже с декларативным правом «на отделение». Напомню, впрочем, что к 1922 году «отделились» уже все кому не лень – а как раз в 1922 почему-то вдруг все оказались опять в едином государстве.
При этом большевики, в отличие от Российской империи, предельно жёстко унифицировали формы национальных государственностей: советская власть и один социализм на всех – и никаких гвоздей. Это, с одной стороны, и стало той самой сверхценностью, которая спаяла национальные суверенитеты в рамках сверхгосударства. С другой стороны, кончено, заложило основу для будущего кризиса – который и грянул в 80-е годы.
Это я не к тому, чтобы задним числом подловить большевиков на «ошибке». Это к тому, что наднациональные сверхценности, на которых стоит суверенитет союзного сверхгосударства, – это тоже величина переменная, нуждается в повседневном уходе и совершенствовании. А величина постоянная только одна – это сама государственность, то есть суверенитет и субъектность единого исторического цивилизационного пространства.
Новое качество XXI века
Сегодня, после катастрофы 90-х годов, мы стали свидетелями и участниками нового воссоединения. Причём в основе современной евразийской интеграции лежит не просто ленинское «право на самоопределение» – в путинской версии оно абсолютизировано до «обязанности самоопределения».
Сегодня в историческом евразийском пространстве воссоединяются земли и народы, которые с конца ХХ века живут своей суверенной национально-государственной жизнью. И вот ведь какой получается как бы парадокс: ядром нового Союза стали самые успешные, состоявшимися государства, обладающие реальным суверенитетом – Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан.
Впрочем, это не парадокс. Ведь суверенитет – это не «праздник непослушания», не возможность безнаказанно плевать на Россию и собственную историю, как это представляется политическим элитам несостоявшихся государств. Такой суверенитет – всего лишь декоративный.
Настоящий суверенитет – это право и возможность народа принимать решения не по приказу из Москвы или Вашингтона, а в собственных интересах. Это понимание народом своих интересов не в противоречии со сверхценностями – сверхсуверенитетом и субъектностью единого пространства, – а наоборот, в синергии с ними. «Вместе мы лучше и сильнее», – вот и вся премудрость, которая следует и из тысячелетней общей истории, и из тех реалий, в которых мы живём сегодня.
Для иллюстрации, если кто забыл: инициатором евразийской интеграции был в своё время никакой не Путин, а президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев. Так что кто там кого «принуждает», – вопрос открытый. И имеет только один верный ответ: а никто никого не принуждает. Это свободное решение суверенных народов.
Таким образом, история многообразия российских государственностей вот прямо сейчас выходит на новый качественный виток: суверенитет и субъектность единого пространства задаётся не «имперской крышей» сверху вниз, а вырастает из самоопределений участников интеграции.
И, должен заметить, что и это не «конец истории», и этот виток не последний. Тысячелетья впереди.
Новое
Видео
13 апреля 1945 год Освобождение Вены
13 апреля 1945 года войсками маршала Толбухина освобождена от немецко-фашистских захватчиков Вена. За освобождение города 50 воинских соединений и частей получили наименование «Венских», была выпущена медаль «За взятие Вены»
Полтавское сражение. Памятные даты военной истории России
10 июля 1709 года – День воинской славы России. Русская армия под командованием Петра Первого одержала победу над шведскими войсками в Полтавском сражении. В Северной войне произошел перелом в пользу России
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава