На военных рельсах: четыре героических года московского метро

В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен стал спасением для многих жителей города. Не прекращая свою работу, он выполнял функции бомбоубежища. В вестибюлях подземки разместилось все необходимое для жизни: от больницы до библиотеки. Здесь в самые трудные дни Московской битвы проходили партийные собрания и совещания Генштаба, а после того, как угроза потери столицы миновала, продолжилось масштабное строительство новых станций и веток.
Всюду жизнь
До начала войны правительство уже рассматривало вопрос использования метро в качестве газоубежища. Весной 1941 года Метрострою следовало приспособить все три существующих на тот момент радиуса под экстренные нужды. Работы прекратились в августе из-за начала боевых действий и нехватки материалов, а продолжились лишь весной 1942 года, когда стал известен масштаб применения нацистами химических средств нападения. И хотя химоружие враг не использовал, пытаясь захватить Москву, метро все же выполнило свою спасительную функцию и стало бомбоубежищем для тысяч людей. Во время первого авианалета 22 июля 1941 года сотрудники метрополитена разместили в подземном убежище более пятисот тысяч москвичей. Нападение показало и слабые места подземки: разрушен оказался тоннель между станциями «Арбатская» и «Смоленская», а на «Белорусскую» из взорванного на привокзальной площади водопровода хлынул мощный поток воды.
Московское метро лишь однажды было на грани закрытия – во время драматичных событий октября 1941 года. После эвакуации из столицы правительства, учебных заведений и промышленных предприятий, в обществе зародился слух о скорой сдаче города противнику. Нарком путей сообщения Каганович распорядился принять меры на случай, если метро придется уничтожить. Тоннели и станции были обесточены, их собирались затопить или взорвать. Метро не работало 16 октября. Однако вскоре власть изменила свое решение. Сталин остался в Москве. Метрополитен возобновил работу, заново запустили эскалаторы и поездные составы. С тех пор подземка работала каждый день.
Людей, попавших во временное убежище, размещали на платформах, а порой и в тоннелях. Между рельсами сотрудники метро поставили деревянные настилы, а для спуска с платформы установили лестницы. Кровати нашлись для тысяч москвичей; постельное белье горожане приносили с собой. В вагонах находились «приоритетные» места для женщин с детьми и пожилых людей. На станциях кипела жизнь: людям оказывали медицинскую помощь, давали воду, оборудовали туалеты. На некоторых станциях открылись торговые точки, где можно было купить хлеб и молоко. В тревожный период, когда решалась судьба города, сотрудники подземки старались поднять настроение временным жителям: для детей организовывали кружки по интересам, а для взрослых устраивали кинопоказы и выставки. Впрочем, москвичи и сами быстро приспособились к необычным условиям: играли в шахматы и домино, ходили друг к другу «в гости» – насколько это было возможно.
За соблюдением порядка следили милиционеры, выдворявшие из подземки паникеров и нарушителей установленных правил. На станции «Курская» появилась библиотека, книги туда привезли из «Исторички», расположенной в Старосадском переулке. В декабре 1941 года библиотеку в метро посетило более тысячи человек, а самой читаемой книгой оказалась «Война и мир» Л.Н. Толстого. Станция «Белорусская» была приспособлена для работы сотрудников Генштаба – правда, первое время пришлось соседствовать с простыми горожанами, отгородившись подручными средствами. Отдельную ставку для штабных выделили в конце лета: она располагалась на «Кировской» (сегодня – «Чистые пруды») и была недоступна для прохода поездов. Помимо концертов и показов кино, на станциях метрополитена проходили и события политической важности. Самым известным из них является заседание Мосгорсовета, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции. В мероприятии принял участие И.В. Сталин, прибывший на станцию «Маяковская» на бронированном поезде.
Всего на заседании присутствовало две тысячи человек, причем каждому из них приглашение передавали лично и в устной форме, до последнего сохраняя в тайне место проведения. В честь торжественного совещания зал станции украсили живыми цветами и бархатом, из Большого театра привезли стулья и трибуну для выступлений с докладами. Не обошлось и без обязательного атрибута подобных мероприятий – бюста Ленина. Словом, внешне почти ничто не выдавало нестандартность обстановки и места – особенного и самого безопасного в те дни. Официальная часть заседания закончилась выступлением оперного певца Ивана Козловского – для этого он приехал из Куйбышева. Одна из легенд военного времени гласит, что для делегатов даже смогли организовать подобие фуршета: в вагонах, стоявших на «Маяковской», им предлагали баранки и бутерброды, а также разливали пиво.
Строительство продолжается
В течение четырех лет метро работало на меньших мощностях по сравнению с мирным временем: так, количество вагонов в составах сократили с шести до четырех. Внешний вид некоторых станций тоже отличался от привычного. Легендарные скульптуры с «Площади Революции» до 1944 года находились в эвакуации в Средней Азии. Отличным от довоенного был и контингент сотрудников подземки: многие мужчины ушли на фронт, их места заняли женщины – помимо выполнения основной работы, они делали корпуса для снарядов и мин, а также начали водить поезда. Первый «женский поезд», управляемый машинистками, отправился 8 марта 1942 года. Авианалеты на столицу происходили все реже, последний снаряд обрушился на Москву в июне 1943 года. Но метрополитен сохранял статус бомбоубежища до последнего дня войны.
В июне 1941 года Московский метрополитен состоял из трех линий и 21 станции. Ветки еще не получили соответствующие цвета и назывались радиусами. Например, Кировский радиус – это часть нынешней Сокольнической линии, Покровский – Арбатско-Покровская линия, известная как «синяя ветка», а пять станций на отрезке от «Сокола» до «Площади Свердлова» назывались Горьковским радиусом, который впоследствии разросся до целой Замоскворецкой линии. Как только войска нацистов отошли от столицы, строительство метро продолжилось. В первый день 1943 года открылись сразу три новые станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (сейчас – «Автозаводская»). Спустя год увеличилась протяженность Горьковского радиуса: в эксплуатацию ввели четыре новых станции. Наконец, началась работа над Кольцевой линией – она стала четвертой по счету и облегчила работу наземного транспорта.
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Первой Мировой войне
Первая Мировая война
11 ноября 1918 год Конец Первой Мировой войны
11 ноября 1918 года капитуляцией Германии окончилась Первая Мировая война
Битва при Нови. Памятные даты военной истории России
15 августа 1799 года Суворов разгромил французов в битве при Нови. Сражение продолжалось 16 часов, 7 тысяч французских солдат полегли на поле боя, 3 тысячи попали в плен.