Краткий курс истории. Освальд Шпенглер

29 мая 1880 года родился Освальд Шпенглер, один из крупнейших философов истории, цивилизационист и представитель философии жизни, автор знаменитого философского труда «Закат Европы».
Человек в футляре
Освальд родился в семье почтового служащего в немецком провинциальном городке. Когда Освальду было около 11 лет, его семья переехала в город Галле (теперь самый населенный город земли Саксония-Ангальт в Германии). Там Шпенглер поступил в университет, затем обучался в Мюнхенском и Берлинском университетах. В 1904 году он защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Метафизические основы философии Гераклита». Затем Освальд зарабатывал себе на жизнь, преподавая математику в гимназии. Во многом гениальный Освальд Шпенглер, знавший несколько языков, в том числе древних, досконально изучивший древнюю философию и историю, жил словно «человек в футляре». Он был весьма закрытым и одновременно чувствительным человеком, мог расплакаться при виде на улице некрасивого или нищего человека. Изменения в скучном бытии Шпенглера наступили сразу же после получения им наследства.
Закат Европы
В 1911 году он переехал в Мюнхен, где шла исключительно интенсивная культурная жизнь, которая философа, вчерашнего преподавателя, решившего стать писателем, мало интересовала. Шпенглер, пребывая в свойственном ему нервном состоянии, приступил к своему главному труду «Закат Европы», первый том которого был готов спустя шесть лет, в 1918 году, и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Причем издавать книгу никто не хотел, кроме одной маленькой типографии, напечатавшей в итоге небольшой тираж, который был раскуплен моментально, и книгу пришлось переиздавать еще несколькими тиражами. Всего распродали около 100 тысяч экземпляров – колоссальная цифра для того времени! Шпенглер полагал, что никакого линейного прогресса в истории нет, есть циклы подобно сменяемости времен года (весна – зарождение, лето – расцвет, осень – упадок, зима – смерть), а у каждой культуры есть исчерпаемый ресурс, «закат» ее начинается с переходом в состояние цивилизации, то есть кризисный исход, завершение любой культуры, после которого следует гибель. При этом европейская культура свой ресурс уже выработала, а будущее человечества лежит за азиатскими странами. По Шпенглеру, смысла в движении истории нет и сделать с этим ничего нельзя.
Россия – Госпожа Азии
«Закат Европы» сделал Шпенглера знаменитостью, его приняли в высшем свете и считали настоящим философом. Он отрицал общепринятую в его время периодизацию истории (Древний мир – Средние века – Новое время) и вместо этого выделял ряд самобытных, независимых друг от друга культур. Среди девяти «великих культур» предпоследней он называл западноевропейскую, а последней, зарождающейся – русско-сибирскую. Россию Шпенглер называл госпожой Азии и самой Азией. В СССР Шпенглера не любили, называли фашистом. Но Шпенглер фашистом не был, к национал-социализму относился исключительно негативно, коммунизм не любил, социализм в любых проявлениях считал системой воли к власти и «благоденствием» в экспансивном смысле. Возможно, Освальд Шпенглер оказался бы в каком-нибудь концлагере Третьего рейха, но умер раньше, 8 мая 1936 года.
Новое
Видео
Холодная война: Контрразведка
Холодная война: Контрразведка
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе
Лекция посвящена истории расцвета и постепенного упадка древнерусского государства. Лекция охватывает события с момента гибели князя Святослава в 972 г. до распада древнерусского государства после смерти великого князя Мстислава Владимировича в 1132 г. Внутри этого времени выделены следующие этапы развития государства Русь: междоусобие Святославичей, "героический век" - княжение Владимира I (980-1015), междоусобие Владимировичей (1015-1019), расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054), постепенный упадок центральной власти при сыновьях и внуке Святополке II Ярослава Мудрого Х в., последнее временное усиление авторитета великокняжеской власти в княжение в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). В лекции разобраны вопросы о формировании территории государства Русь, развитии русского колонизационного процесса, становлении древнерусской народности, тенденции в развитии центрального и местного государственного управления Руси в конце Х - начале XII вв. Становление и развитие письменного права ("Русская Правда"). Основные направления и события внешней политики и международного положения Руси. Поднят вопрос о причинах и значении крещения Руси и развитии новой христианской культуры древнерусского народа. Рассмотрены причины упадка центральной власти во второй половине XI в., в частности роль в данном вопросе затухания международной торговли по пути "Из варяг в греки". Анализируются отношения Руси с Великой Степью. Даны характеристики ряда древнерусских князей, в особенности - Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков (Лекция Юрия Никифорова)
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков (Лекция Юрия Никифорова)