En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как Тибет мог стать русским

02.11.2017

Далай-лама XIV, духовный лидер последователей тибетского буддизма, лауреат Нобелевской премии мира, сказал: «Россия – великая страна, русские люди, я считаю, очень культурные люди, и географически связывают Восток и Запад. Но, кроме этого, в России есть еще потенциал природных ресурсов, тоже из-за географического расположения. Это огромный потенциал».

Действительно, Россию и Тибет связывают давние отношения, которые только из-за стечения разных обстоятельств не переросли в более тесные. В XIX веке Россия продолжила свое продвижение на Восток, и особенно в Среднюю Азию. Сначала империя Романовых закрепилась на западе Туркестана, в Монголии и Маньчжурии. Все это происходило в условиях ослабления династии Цин в Китае. Этим интересы России не ограничились, и на повестке дня вскоре появились Восточный Туркестан, Внутренняя Монголия и Тибет, в котором основную массу населения составляли буддисты. Именно они считали, что присоединение региона к России позволит сохранить их культуру и религию.

Как Тибет мог стать русским

Еще в 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом признала буддистскую религию. По сути, Россия стала первой державой в Европе, которая поддержала народы, исповедовавшие эту веру. Европейские страны еще долго считали буддизм язычеством и идолопоклонством. Основное распространение на территории нашей страны получила индо-тибето-монгольская ветвь буддизма, а основными народами, исповедовавшими эту веру, были калмыки, тувинцы и буряты.

Вопросом включения тибетских земель в состав России очень активно занимался бурят Петр Бадмаев, целитель и чиновник Азиатского департамента Министерства иностранных дел. Он считал, что Транссибирская магистраль должна дойти до границы с Китаем. По его мнению, Российская империя таким образом не только бы усилила свои позиции в Центральной Азии, но и смогла бы начать широкую торговлю с Китаем, Кореей и другими странами Юго-Восточной Азии. Бадмаев нашел поддержку у Сергея Юльевича Витте, но император Александр III c его предложениями не согласился.

Следующая попытка была предпринята Петром Бадмаевым уже в правление Николая II, но делу помешала Русско-японская война, которая отодвинула проблемы Центральной Азии на дальний план.

Как Тибет мог стать русским

П. Бадмаев

В окружении тогдашнего далай-ламы вопрос о присоединении к России тоже рассматривался. Особую роль в этом деле играл другой бурят, Агван Доржиев. Именно его в 1898 году тибетское руководство отправило в путешествие по Азии, России и Европе. Доржиев был главным инициатором установления дружественных связей между Россией и Тибетом, но достичь практического результата не удалось и ему.

Революция 1917 года, как известно, отозвалась громким эхом в Монголии, где к власти пришли революционные силы под руководством Сухэ-Батора, а вместе с этим появился и новый интерес к Тибету. Руководство Монголии сочло возможным отождествить коммунизм и буддизм, убедить свой народ в их похожести. Эта идея общности двух идеологических направлений нашла поддержку и в Советском Союзе. В Тибет отправилась экспедиция под руководством Николая Рериха, ее целью было установление дружеских отношений с далай-ламой.

После продолжавшейся почти шесть лет экспедиции, в Тибете побывали еще две группы специалистов, подготовленных ОГПУ. Они также встретились с далай-ламой. Условия, которые предлагались Тибету, были весьма выгодными. При полной гарантии суверенитета, СССР был готов оказывать обширную помощь как в военной, так и экономической сфере. Далай-лама, находившийся под сильным влиянием англичан, эти предложения не принял.

Еще раз к Тибету вернулись на Всесоюзном съезде буддистов в 1927 году. С программным докладом в нем участвовал Агван Доржиев. Его выступление было посвящено идее общности коммунизма и буддизма. Звучали даже такие фразы, что Ленин – буддист, а Будда – первый коммунист. Но каких-то принципиальных решений на съезде так и не приняли.

Как Тибет мог стать русским

С укреплением в СССР власти Сталина тибетский вопрос ушел из повестки советской внешней политики. На первом плане оказались коммунисты Китая, а к буддистам отношение изменилось, причем не в лучшую сторону. В 1929 году буддизм был запрещен в Бурятии, повсеместно закрылись все связанные с ним учреждения. А в 1950 году Китай установил свою власть в Тибете, и больше к этому вопросу в нашей стране не возвращались…

Теги:
Великая Отечественная войнаПолитическая историяСоциальная история
5703

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте