Генерал П.К. фон Ренненкампф (статья для обсуждения)
Предлагаю для обсуждения вышедшую недавно статью про генерала П.К. фон Ренненкампфа (журнал "Рейтар" 2013. №2.) К сожалению, она была написана весною этого года, еще до появления мемуаров жены В.Н. фон Ренненкампф, которые могли бы дополнить материал рядом подробностей и уточнений. Вместе с тем на концептуальном уровне (положение Ренненкампфа в офицерском корпусе, ключевые конфликты, в т.ч. коррупционные, оперативное искусство) статья вряд ли бы изменилась. С полным текстом можно ознакомиться здесь: http://www.grwar.ru/library/PakhalukRennenkampf/PR_01.html.
Наиболее же важные, на мой взгляд, моменты тезисно вынесу ниже:
1)Финансовые мехинации генерала, из-за которых он сначала оставил окмандование Ахтырским гусарским полком, а уже в 1906 г. (герой войны и подавления революции!) 3-й Сибирский армейский корпус
2) На должности командующего Виленским военным округом (с 1912 г.) он занялся "переформотированием" сложившейся системы отношений между высшими чинами военного округа и деловыми кругами. По сути, пытался отдать контракты на поставку продовольствия близким к нему купцам.
3) Начало Восточно-Прусской операции ознаменовалось очередным коррупционным скандалом, причем "кляузу" на Ренненкампфа (командующий 1-й армией) написал его начальник штаба при поддержке начальника этапно-хозяйственного отдела. Дело дошло до главнокомандующего Жилинского, Ренненкампфу пришлось оправдываться и расторгать заключенный контракт. Однако операция началась в условиях двойного конфликта: между командующим и штабом армии и командующим армией и главнокомндующим фронтом. В дальнейшем этот конфликт лишь усугублялся. После поражения 2-й армии Жилинский и Ренненкампф пытались переложить вину друг на друга. Первый действовал через Ставку, второй - через Зимний Дворец. В сентябре во время тяжелейшего отстуления 1-й армии этот конфликт лишь усилился. Жилинский почти добился снятия Ренненкампфа, однако он не только сохранил положение, но и сам главнокомандующий был отстранен от командования.
4) Ренненкампф в своих интригах опирался на ряд близких знакомых. В его круг входили кн. Белосельский-Белозерский и «адъютант господа Бога» кн. Андроников (оба – известные и влиятельные светские деятели и интриганы), Свиты генерал кн. Орлов, начальник походной Его Величества канцелярии (был женат на сестре Ренненкампфа) и шталмейстер двора вл.кн. Константина Константиновича генерал Н.Н. Ермолинский. Основной конфликт был с военным министром В.А. Сухомлиновым, который изначально препятствовал назначению Ренненкампфа командующим Виленским военным округом. После провала Восточно-Прусской операции новым главнокомандующим фронтом стал генерал Рузский, который был близок к Сухомлинову. Что привело к еще одной "серии" интриг, которую Ренненкампф прогирал (его "кляуза", отправленная в Зимний и содержавшая сведения секретного характера, была переправлена Рузском)
5) Если оценивать его оперативное искусство, то следует сказать следующее. По духу он так и остался командиром кавалерийской дивизии, харизматиком, готовым лично рваться в бой. А. Нокс, английский военный наблюдатель при русской армии, справедливо отметил, что генерал «мог быть Мюратом, если бы жил сотней лет раньше. Но в двадцатом веке он был анахронизмом» Ренненкампф действительно был бравым боевым генералом, но, став во главе армии благодаря благосклонности венценосца, он просто оказался не на своем месте. Для командующего требовались опыт аналитической и организационной работы, умение осуществить оперативное планирование, выстроить, наладить и поддерживать систему по управлению войсками, а также навязать собственную волю противнику. Во всем этом Ренненкампф не преуспел. Он был склонен, скорее, к резким движениям и эмоциональным порывам, нежели к методичной работе. Как бывший командир корпуса он умел реагировать на изменения в обстановке, но не управлять ею. Полученный опыт русско-японской войны, скорее, мешал ему, нежели помогал. Потому при всей энергичности, он не навязывал собственного хода событий, а больше следовал за ним. Отсюда и миф о «пассивности Ренненкампфа». Хотя отдаваемые им приказы рисуют его как энергичного полководца, требующего непрерывного наступления, он все равно оставался в большей степени заложником развития ситуации (действий немцев, начальства или подчиненных), как например, во время наступления в Восточной Пруссии. Лишь в период сентябрьского отступления и в боях под Лодзью проявились попытки генерала навязать свою логику событиям, однако из-за излишней импульсивности, несистемности и темпераментности, ошибок в оценке обстановки (включая переоценку собственных возможностей), отсутствия должного опыта, а также разногласий с начальством, его энергия не только часто не находила должного применения, но и порою шла во вред.
Новое
Видео
Семья народов как формировалась Россия Часть 1
История мира – это непрерывная борьба за территориальное господство. Это история империй
Кто остался в Донецке? Заметки военкора
Кто остался в Донецке? Заметки военкора
Подвиг советского воина в русской литературе.
Подвиг советского воина в русской литературе.