День, когда содрогнулась земля…
7 декабря 2013 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени исполняется ровно 25 лет страшному землетрясению, магнитудой 7,2 балла стершему с лица земли город Спитак, разрушившему больше 350 населённых пунктов, стоившее жизни более чем двадцати пяти тысячам человек.
Воспоминания участников ликвидации последствий землетрясения невозможно читать без боли в сердце. Это были настоящие фронтовые будни. И каждое мгновение – ценою в человеческую жизнь. Первый эшелон спасателей встретило текущее по улицам горючее – стихия разрушила нефтебазу. Солдаты и офицеры гибли - как на войне. Десантники, летчики, военные строители. Советские, югославские. Пепел руин достучался до сердца каждого. А смерть никого не делила по национальностям и военно-учетным специальностям…
Прошла почти четверть века. Многое еще пришлось пережить. Российская Федерация и Республика Армения перестали быть единой страной. Однако мы не имеем права забывать прошлое, его предавать.
На трех холмах старого Спитака запланировали построить Мемориал, открыть музей и вдоль дороги к эпицентру землетрясения высадить 26 500 деревьев – по числу его жертв. Русским солдатам и командирам, в предельно короткий срок проведшим наземный водопровод и восстановившим водоснабжение в г. Спитаке и прилегающих селах, обеспечившим питьевой водой спасателей и более 100 000 жителей пострадавшего района Российское военно-историческое общество спроектировало и заказало особенный монумент – фонтан-композицию монтажа трубопровода воинами-спасателями. Я видел проект – очень красивый памятник должен был получиться.
Но пока его нет.
Как нет художественного фильма, повествовавшего о нынешнем и будущем поколениях. Очень важно, что инициатива Министра культуры Российской Федерации Владимира Ростиславовича Мединского о совместном создании фильма, посвященного Спитакской трагедии, прозвучавшая в этом году на пресс-конференции в Ереване, пока находится в стадии очередных согласований.
Да что фильм – даже сборник воспоминаний участников событий издан мизерным тиражом и есть не во всякой фундаментальной библиотеке…
Очень грустно, что об этом приходится вспоминать в день Скорби.